На протяжении 10 лет детский сад "Крепыш" в г.Мытищи был уникальным детским садом. Здесь не только в каждой группе стояли спорткомплексы, но еще и зимой дети бегали по снегу. А началось все 21 декабря 1999 года, когда у мамы – Анны Михайловны Панфиловой и папы – автора книги «Наш семейный стадион» Владимира Скрипалева, родился замысел «Крепыша». Заведующая детским садом поставила детские спортивные спорткомплексы в каждую группу (плюс еще два – в общий зал), а также внедрила в каждодневную практику обливание холодной водой. Владимир Скрипалев был не только идейным лидером и разработчиком конкретных методик, но и реализатором своих идей многие годы, и в этой работе ему помогал Олег Скрипалев.  Школа со временем превращаясь из сугубо оздоровительной в «Школу Развития Личности» («Саморазвития и вскрытия резервов»).

В. Скрипалев: Я против так называемых «Программ физического развития детей» в первые годы жизни. Кроме одной. Программы самого ребенка: лазания и закаливания.

Физические занятия в "Крепыше" базировались на трех китах: спорткомплексы, карусели и практики закаливания. Про спорткомплексы на этом сайте есть множество материалов, в том числе описаны авторские варианты спорткомплексов Владимира Скрипалева, которые он рекомендовал к внедрению.  

В этом видео используются архивные хроники детского сада "Крепыш": спорткомплексы Скрипалева в группах и общем зале, плаванье в бассейне, хождение по снегу. Владимир Скрипалев и Олег Скрипалев рассказывают о практике закаливания и внедрении спорткомплексов Скрипалева в детком саду, влиянии их подхода на характер и здоровье детей и их родителей.

Расскажем здесь немного о практиках карусели, как они были внедрены в "Крепыше". Самая простая карусель - это вращение ребенка за вытянутые руки - известна почти любому родителю.  Существуют множество модификаций - вращение за ноги, за руку и ногу, в группировке, вращение сразу двух детей. Как правило, карусель применяется к более старшим детям. От динамической гимнастики, которой занимаются с младенцами, карусель отличается тремя моментами: добровольностью, возможностью выбрать вид карусели и необходимостью сказать "Стоп".  Есть методические особенности: начинают карусель "по солнцу" (по часовой стрелке), делают ее до команды "Стоп", но не более 21 оборота (обычно дети говорят "стоп" намного раньше). Потом ту же форму карусели делают в обратную сторону (против часовой стрелки) и просят ребенка сказать "Стоп", подсказывая ему остановиться на меньшем количестве оборотов, чем было изначально. Выбор карусели становится осознанным движением ребенка от простого к сложному. Некоторые дети от карусели №1 (за руки) к карусели №2 (бабочка) идут несколько занятий, некоторые - несколько лет.  Скрипалев как автор методики считает, что именно это дает шанс такому "заслуженному" прогрессу "забрать" новое движение во взрослую жизнь. Подробно карусели Владимира Скрипалева описаны в его книге "До трех на всю жизнь", там их тридцать.  

Платон (364 год до н.э.): Первые десять лет жизненного воспитания должны быть преимущественно физическими. Каждая школа должна иметь гимнастический зал и игровую площадку. Игры и занятия спортом могут заполнить все расписание с тем, чтобы в эту декаду развить такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной

Занятия в "Крепыше" проходили под ритмичную музыку. Параллельно автор экспериментировал, например, с эмоционально предметным обучением английскому языку. Когда дети в игровой форме быстро запоминали английские слова, счет, начинали на иностранном языке общаться. Разработал концепция чрезвычайных ситуаций применительно к развитию личности в начальном возрасте (что и в какой мере является вызовом, позволяет принимать решения, брать на себя ответственность для малыша). Занимаясь с такими маленькими детьми, Скрипалев ежедневно задумывался о том, как каждое отдельная реакция родителей формирует будущий характер. И призывал задумываться родителей.

Владимир Скрипалев (снизу по центру) со своими воспитанниками. Детский сад "Крепыш".

Методологическими основами "Крепыша" были:  Негэнтропийная модель развития по И.А. Аршавскому, модель сохранения детства Павла Флоренского, принцип переемственности Жан Ледрофф,  понятие Шопенгауэра о гении как носителе детской наивности и простоты, взгляды Ли Кэрролл и Джен Тоуберо о детях индиго (Скрипалев прочитал о них позже, когда "Крепыш" уже сложился, но нашел в них много резонансного), треугольник развития Лены Никитиной. Исходя из этих взглядов он вышел на проект развития личности в "Крепыше".  

Простое и логичное внедрение спорткомплексов Скрипалева в детском саду вытеснило из его спортивных залов привычные шведские стенки, поставленные вдоль стен. Там они тоже есть, но их место - далеко не центральное, ведь в каждой группе и в общем спортивном зале для детей здесь были организованы настоящие джунгли.  

В. Скрипалев: В отдаленной от спорткомплекса части зала оставлена шведская стенка для школьников. Для детсадовцев это вредный и опасный снаряд. На нем ежегодно в России получают травмы (переломы рук, ног) около 40 тысяч детей. Объяснение простое. Близость стенки воспринимается как безопасность. Истинная высота обнаруживается вдруг, когда ребенок докарабкался до высокой ступеньки и оглянулся вниз… Другая опасность – возможность просунуть руку или ногу меж ступенькой и стеной. Стоит поскользнуться и – вывих или перелом.

Вместо шведских стенок там были внедрены авторские спортивные комплексы трехметровой высоты, использовавшие две опорные стойки с перекладиной и две балки в качестве каркаса для закрепления или подвешивания гибких снарядов, знакомых всем, кто разобрался в этой теме: качелей, лиан, расширяющихся лестниц, каната, трапеции, горки и так далее. Все это, по бюджету даже более экономное, чем леса из шведских стенок с турниками, и гораздо более впечатляющее, может быть без труда воспроизведено сегодня, ведь автор оставил достаточно исчерпывающих описаний.

Очень интересное, скажите вы, представление о безопасности. Привычные шведские стенки убраны подальше, а дети качаются под потолком на качелях и трапециях, лазят по лианам, кувыркаются на кольцах. Крепкие, ловкие, сильные (они не были такими, а стали) и никто из них не калечится. Конечно, ведь лазанье на спорткомплексе вводится в обиход с раннего возраста и постепенно. Дети никогда к нему не принуждаются, делают это по своему желанию, ровно настолько, насколько чувствуют себя в силах. Постепенно переходя к высоте, они развивают и восстанавливают навыки безопасного падения. Да и  кто из детей откажется покрутиться на кольцах или покачаться на качели? Дети пританцовывают, кружатся, бегают не столько под присмотром взрослых, сколько с их деятельным участием. "Это игра, а не спорт!" - скажите вы, и будет правы. Это детский сад.    

Тиссо: Движения способны заменить любое лекарство, но все лекарства мира не в состоянии заменить пользу движений.

Самыми впечатляющими практиками "Крепыша" для внешнего взгляда стали, тем не менее, не спорткомплексы в каждой группе, а практика закаливания. Дети, в мороз гурьбой выбегающие из горячей сауны на улицу, чтобы провести 90 секунд на морозе, вызывают наиболее эмоциональную реакцию у неподготовленной части родителей. Сами дети относились к этому просто: "Холодно, но мне нравится" (принцип "На грани удовольствия"), "Холодно, зато я теперь не болею", "Мне не холодно - я привыкла" и т.д. Выскочив в трусиках из здания на снег, они могли и по снегу побегать, и поиграть, и полазить, прежде, чем успевали забежать внутрь. Летом же, Скрипалев с детьми практиковали холодный бассейн или обливания.  Тема закаливания для Скрипалева не была случайной, он посвятил ей многие годы, практикуя закаливание в своей семье и популяризируя закаливание в обществе.

Детский сад "Крепыш" в период внедрения оздоровительных практик: закаливание, плаванье в бассейне, спортивные занятия на комплексах Скрипалева. 

В целом, если всматриваться и вчитываться в историю "Крепыша", понятно, что дело было далеко не только в методиках физического развития. Была в этом саду создана такая атмосфера и такие ценности (дружелюбные, внимательные к детям и их потребностям, поощряющие свободу и право на самоопределение, одновременно ориентация на развитие, полное задействование потенциала и жизненных сил, раскрытие способностей, поощряющие принятие вызова, выносливость, крепкий дух), что детям не хотелось болеть. И родителям хотелось участвовать в жизни этого сообщества, они приходили туда "беременными" следующими детьми, и начинали их растить по другому, закаливали, давали им больше движения и физического контакта, учили плавать раньше, чем ходить и много всего другого, чего бы не стали делать обычные родители. Это был опыт уникальный, построенный на содружестве конкретного автора и конкретной заведующей, он длился ровно столько, сколько этот тандем существовал, но за время своей жизни "вырастил" не только несколько сотен детей, но и несколько сотен родителей, некоторые из которых успели пройти "Крепыш" с младшими детьми повторно.  Было бы здорово, если бы в будущем такие подходы были подхвачены и развивались.