Практика "Карусель" – это вращение ребенка за вытянутые руки. Продвинутые папы и мамы идут дальше. Начиная с грудного возраста они практикуют динамическую гимнастику или«бэби-йогу». Авторы этих методик у нас в России - Игорь Чарковский, Леонид Китаев - уважаемые авторитеты в своих областях. Они разработали методику как безопасно крутить ребенка в разных плоскостях, меняя на ходу оси вращения. Из-за этих переходов вращение то замедляется, то убыстряется. Оно превращается в череду положительных и отрицательных ускорений. Безусловно, это вращение дает родителю и ребенку много положительных эмоций, укрепляет тело (обоих), снижает тонус. Оно много всего делает, но это предмет специальных разборов.
Важно что динамическая гимнастика не делает. Как ни странно, Владимир Скрипалев установил, что она не развивает вестибулярный аппарат. Поймут это, в первую очередь, технари, летчики, космонавты. Им известен принцип работы гироскопа – «вестибулярного аппарата» самолетов и ракет. У гироскопа есть два режима: рабочий и арретир (блокировка). Блокировка используется во время нестандартных ситуаций, например, при выведении на орбиту ракеты или при выполнении фигур высшего пилотажа на самолете. Арретир спасает тонкую подвеску гироскопа, вращающегося со скоростью 30–40 тысяч оборотов в минуту, от поломки во время перегрузки-ускорения. Нечто подобное происходит в момент динамической гимнастики. Природа мудрее инженеров. Она позаботилась блокировать вестибулярный аппарат во время резких изменений положения тела.
В своей книге "До трех - на всю жизнь. Развиваем своего ребенка умственно, нравственно и физически!" Владимир Скрипалев рассказывает, как попросил одного из родителей продемонстрировать динамическую гимнастику со своим сыном. Кроха летал от пола до потолка, от стены до стены, вращаясь на крепких папиных руках. Скрипалев пригласил этого мальчика на карусель и сделал с ним 3–4 плавных вращения за руки в плоскости круга, параллельно полу. И что же? Ребенок превратился в «пьяного ёжика». Он стоял, покачиваясь, сохраняя равновесие, затем неуверенно «змейкой» побежал к папе. Родители ахнули. Объяснил им, что тренировочный эффект дают повторяющиеся, монотонные (циклические) события. Для сердца – бег с постоянной скоростью, для вестибулярного аппарата – вращение с постоянной скоростью.
Чем практика "Карусель" отличается от динамической гимнастики
Практика «Карусель», автор которой Владимир Скрипалев, имеет три отличия от динамической гимнастики. Процитируем здесь книгу "От трех на всю жизнь".
- Добровольность. Понять, поверить и принять вращение во взрослую жизнь. Впрочем, как и любого другого движения. Если ребенок отказывается, на карусели не настаивают, его не уговаривают, не торопят, не принуждают.
- Выбор вида карусели. Уже вторая карусель страшнее первой. Некоторые дети проходят несколько видов карусели с первой же попытки, за одно занятие. А есть те, кто от карусели № 1 («За руки») к карусели № 2 («Бабочка» - за руку и ногу) идут долгих... 3 года. – что лучше? Автор считает, что второе. Все эти годы ребенок работает над собой. Когда они выходят на новый уровень, он у них осознанный. И это награда взрослому за терпение. Ребенок же обстоятельно обдумывает ситуацию, принимает собственное решение. Это может пригодиться в жизни – быть рассудительным, быть личностью. Медленный прогресс дает больше шансов «забрать» движение во взрослую жизнь (наша цель!).
- Третьим отличием карусели от динамической гимнастики является команда «СТОП!». Она звучит из уст ученика, когда, по его ощущению (мнению), наступает «Граница удовольствия» – начинается головокружение. Отличить ощущение от мнения очень просто. Если после остановки ученик покачивается, значит «переборщил», экспериментировал («мнил»). Поиск «Границы удовольствия» по ощущению – цель Программы. Третье отличие карусели («Стоп!») ярко отличает активную роль ученика от подчиненного положения в динамической гимнастике.
Есть в карусели и предпочтительное (по количеству) направление вращения. Скрипалев пошел вслед за Питером Келдером. Он начинает вращение он в сторону правого плеча по часовой стрелке. Вращается до команды «Стоп!». Потом раскручивается в противоположную сторону, подсказывая ребенку остановиться на меньших количествах вращений.
Наиболее популярные виды "Каруселей"
Скрипалев описал 30 наиболее популярных каруселей для использования в занятиях с детьми. Это – «творчество миллионов», совместное творчество учителя и учеников на протяжении более, чем пяти лет. Порядок описания примерно соответствует возрастающей трудности каруселей.
1. «За руки»
Ребенок берет взрослого (родителя, инструктора, наставника, учителя) за руки и начинает разбег по кругу. Взрослый накладывает большие пальцы кистей рук на запястье ученика, контролируя растяжение связок, и говорит: «Би-бип!». Это сигнал остальным детям убежать за пределы окружности. Бег постепенно переходит в полет...
2. «Бабочка» или «Самолет»
Эта карусель пострашнее. Ребенок вращается за руку и одноименную ногу лицом вниз головой вперед. Ногу держать удобнее за нижнюю часть голени.
3. «Черепашка ниндзя»
Выполняется как и «Бабочка» (2). Ребенок вращается за руку и одноименную ногу лицом к потолку головой вперед. Отличие от «Бабочки» примерно такое же, как при езде в транспорте: лицом к движению или спиной к движению.
4. «Дельфин»
Ребенок ложится на пол (коврик, мат) на живот, ногами к взрослому и вытягивает прямые руки за голову, в продолжение тела. Взрослый берет «дельфина» за нижние части голени и, легким рывком отрывая вверх – в сторону, вращает его, приближаясь к центру круга. Сказав «Стоп!», ребенок переводит руки вниз, по направлению к полу и «ловит» его.
5. «Акула»
Как и предыдущая карусель, выполняется из исходного положения лежа на полу с вытянутыми руками. Отличие: ребенок лежит на спине. Техника выполнения та же. Услышав команду «Стоп!», взрослый, скрещивая руки, переводит ребенка на последнем круге в положение «Дельфин» (4) (лицом к полу). Катающийся «ловит» пол руками, как на предыдущей карусели.
6. «Ёжик»
Более сложная карусель. Выполняется в группировке. Поэтому ухудшается видимость окружающего пространства и увеличивается угловая скорость вращения. Кроме того, «Ёжик» требует достаточно развитых мышц брюшного пресса для сохранения группировки во время вращения. Ребенок ложится спиной на коврик или мат и группируется. Он охватывает ладонями свои бедра, сгибает коленный сустав и прячет лицо в коленях – точно ёжик. Взрослый берет ребенка за голени, чуть выше щиколотки, и начинает вращение, приближаясь к центру круга. По команде «Стоп!» взрослый замедляет вращение, слегка приподнимает «ёжика» и плавно опускает его на пол. В этом случае на спине не будет ни ушиба, ни царапины. Грамотное исполнение не требует никакой подстилки при приземлении.
7. «Акула – ёжик – акула»
Первая из каруселей, требующая изменения положения тела во время вращения. Начало описано в карусели «Акула» (5). Вращаясь за ноги спиной вниз, ребенок слышит команду учителя «Ёжик!». Во время вращения он начинает подтягиваться к коленям, делая группировку. При приближении его центра тяжести к оси вращения угловая скорость увеличивается. Возникающая при этом центробежная сила разгибает ребенка. Так, в противоборстве с ней, малышу с развитым брюшным прессом удается сгруппироваться. Далее взрослый подает команду: «Акула!». Малыш отпускает руки от голеней и вытягивается в положение «Акула». Взрослый при этом слегка поднимает его над полом, чтобы избежать касания головой. Приземление обычное, как в «Акуле» (5).
8. «Дельфин – ёжик – дельфин»
Порядок движений аналогичен описанному выше. Отличия: делать группировку из «Дельфина» (4) сложнее и страшнее. Взрослый при этом должен обеспечить запас высоты, как при входе в «Ёжика» (6), так и при выходе из него. Приземление как в «Дельфине» (4).
9. «Космонавт»
Имеется в виду космонавт в центрифуге. Ребенок ложится на коврик на левый бок, переплетает пальцы ладоней в «замок» и дает учителю правую голень. Взрослый берет ее левой рукой, правой рукой – «замок» и начинает вращение вправо, полуприседая и отклонившись назад. В этом случае центр тяжести ребенка еще более приближается к оси вращения. Оно ускоряется, как «в центрифуге» и вынуждает ребенка кричать «Стоп!». Такое зрелище не остается незамеченным. Зрители-взрослые и дети аплодируют. Взрослый отпускает голень, ребенок приземляется в висе на «замке».
10. «Лодочка»
Эту карусель видел каждый телезритель и кинозритель. Вспомните сцену, когда мужчина, взяв на руки любимую, вальсирует с ней. То же самое происходит и в «Лодочке» (10). Ребенок поддерживается за предплечье или шею взрослого. При приземлении взрослый освобождает подколенки от хвата.
11. «Козочка»
Ребенок становится в центр круга спиной к взрослому. Взрослый берет его под мышки, отклоняется назад и начинает вращение. Оно получается устойчивее, если ребенок прогибается, упираясь «рожками» (затылком) в грудь учителя. По команде ученика «Стоп!» осуществляется плавное приземление на полусогнутые ноги. Эта карусель позволяет катать тучных и больших детей.
12. «Змея»
Относится к группе более сложных каруселей, часть которых названы по имени их творцов. Ребенок, стоя лицом к взрослому, берет его за руки, подпрыгивает и, вращаясь в группировке назад, переводит согнутые ноги на локтевые изгибы взрослого. Затем он прогибается в пояснице, напоминая змею, опутавшую свою жертву. Начинается вращение. По команде «Стоп!» вращение замедляется и взрослый сбрасывает «змею» в переворот назад, чуть приподняв ребенка для плавного приземления. Следить за тем, чтобы не было рывка в плечевых суставах. Это достигается расчетливым приземлением сначала ногами и последующим поворотом рук в плечевых суставах.
13. «Ксюша»
Из исходного положения описанного в предыдущей карусели автор этой карусели Ксюша, подпрыгнув, охватила подъемами своих стоп шею взрослого и прогнулась во всю длину тела головой вниз. Дальнейшее происходило как изложено в предыдущей карусели. Так появилась первая именная карусель.
14. «Удав»
Одна из интересных связок для старших дошкольников и младших школьников. Исходное положение – стоя правым боком к взрослому. Взрослый поддерживает верхнюю часть спины ребенка левой рукой. Правая вытягивается в сторону параллельно полу, как турник. Ребенок прыгает и виснет на подколенках на этой руке. Начинается вращение, во время которого ребенок плавно переходит в вис прогнувшись на подколенках. По команде «Стоп!» взрослый наклоняется вперед и останавливается, позволяя ребенку обвить себя сзади, как удав. Ноги отпускаются, ученик спрыгивает на пол.
15. «Филя»
Именная карусель. Филя охватил шею учителя руками, сделал «замок» и начал разбег. Наставник вначале его поддерживал, затем вытянул свои руки в стороны. Получилась карусель, во время которой ребенок сам держится. По команде «Стоп!» взрослый замедляет вращение и помогает ребенку устоять на ногах.
16. «Алёша»
Алёша лег на коврик на живот, охватил руками голени и прогнулся. Взрослый подошел сзади, взял ребенка за запястья и начал вращение. По команде «Стоп!» ребенок отпускает свои ноги и приземляется. Взрослый помогает ему мягко встретить пол и вернуть плечевые суставы в обычное положение как в карусели «Змея» (12).
17. «Наташа»
Названа по имени младшей сестры Алёши, которая не хотела отставать от брата и придумала свою связку. Она напоминает начало карусели «Удав» (14). Вращение осуществляется на подколенках на руке взрослого, придерживаясь за его другую руку.
18. «Летучая мышь»
Как известно, летучие мыши даже спят под потолком, повиснув на своих лапках. В «Джунглях» есть шведская стенка, взобравшись на которую можно отправиться в полет на карусель «Бабочка» (2). Однако она теперь имеет другое название и отличается страшным стартом с высоты. Опыт и интуиция взрослого должны определить: с какой высоты каждому ребенку надо стартовать.
19. «Кит»
Как известно, он больше акулы. Поэтому карусель его имени выполняется как и «Акула» (5), но в хвате за нижние ступеньки шведской лесенки. По команде взрослого «Би-бип!» ребенок отпускает кисти, рывком посылая себя к потолку. Этим предотвращается касание затылком пола.
20. «Опасная»
Оправдывает свое название. Выполняется в среднем дошкольном возрасте. Впервые была сделана бесстрашным мальчиком Денисом. Техника выполнения – как в предыдущей карусели «Кит» (19). Но... со страшной высоты. Поэтому перед началом подобных каруселей взрослый подает дополнительную команду: «Приготовиться!». Убедившись в отсутствии препятствий по траектории движения к центру круга, взрослый говорит «Би-бип!» и энергичнее обычного тянет ребенка в сторону–вверх, поспевая отойти от стенки.
21. «Саша»
Девочка Саша, имея комплекс дома, подготовлена и к цирковым трюкам. Предыдущую карусель «Опасная» (20) она выполнила в каче на кольцах, подарив ей свое имя.
22. «Удав с тарзанки»
Еще более сложную связку одолели школьницы. Им удалось выполнить карусель «Удав» (14), стартуя в каче на тарзанке.
23. «Ниндзя с перекладины»
Мальчики тянутся за девочками (я не оговорился), усаживаясь на перекладине. С этого положения легко дать одноименные руки и ноги и выполнить карусель «Ниндзя» (3). И в этом случае требуется осмотреться и подать команду «Приготовились!».
24. «Мостик»
Открывает серию каруселей для школьников. Вращение рослых детей облегчено, если приблизить их центр тяжести к оси вращения. Для этого ребенок залезает на шведскую стенку спиной и охватывает своими ногами талию взрослого (в позе «Лотос»). Взрослый смыкает свои кисти в «замок» на талии ученика и начинает пятиться от стенки. Школьник плавно прогибается в мостик, перебирая ступеньки одну за другой. Карусель начинается с нижней ступеньки в положении «Мостик», напоминая вращение в связке «Удав» (14). По команде «Стоп!» экипаж останавливается. Взрослый, придерживая ноги ребенка, помогает ему выполнить стойку на кистях рук и плавный переход на ноги.
25. «Крест»
Из исходного положения спиной на шведской стенке школьник устраивается поперек туловища взрослого, поддерживающего его за подколенки и предплечья. Это напоминает последнюю часть карусели «Удав» (14). Вращение осуществляется в полунаклоне и достигает большой угловой скорости. Для приземления ноги ребенка отпускаются.
26. «Рюкзак»
Аналогичен предыдущей карусели. Руки ребенка сомкнуты на груди взрослого. Его подколенки опираются на согнутые в локтях руки взрослого.
27. «На двоих»
Два ребенка делают «замок» кистями рук. берет каждого одной рукой за «замок» и выполняет карусель «За руки» (1).
28. «Семейная»
Иначе – «Козочка с козленком». Младший братик или сестричка устраивается у старшего ребенка, как в карусели «Козочка» (11), и подходит спиной к взрослому. Взрослый выполняет карусель «Козочка» (11). Необходимо следить, чтобы дети не расцепились и вовремя приземлились.
29. «На троих»
Ничего общего с распитием... Карусель «На двоих» (27) выполняется с «Летчиком», сидящем на плечах взрослого. «Летчик» держится за подбородок (не за шею!) и подает команду «Стоп!».
30. «Прыжок с парашютом»
Фотогеничная карусель. Вращающийся квартет образует треугольник из рук и смотрит в объектив. Отличие от предыдущей «На троих» (29) – в хвате руками. Дети связаны друг с другом разноименными руками, охватывая запястья друг друга. Свободными руками они аналогично берутся за запястья взрослого.
Вестибулярный аппарат и здоровье
Чем может «гироскоп» (вестибулярный аппарат) помочь «кораблю» (телу)? Оказывается – может и очень здорово. Море литературы по профилактике можно классифицировать по системам и частям организма. Одни авторы во главе оздоровления видят центральную нервную систему. Кто спорит: «все болезни от нервов». Другие – позвоночник, третьи – систему питания (с неуклюжим термином «желудочно-кишечный тракт» – ЖКТ). В это море не впадает ни одна речушка по имени «вестибулярный аппарат». А между тем именно он придирчиво проверяется при поступлении в летное училище и, наверняка, – в подводники.
Еще в первой своей книге «Стадион в квартире» (М., «ФиС», 1981 г.) я обратил внимание на следующий факт. Четыре из семи групп любимых детьми движений развивают вестибулярный аппарат. Это: вращение, качание, катание и балансирование. А дети – это посланцы Природы, ее двухмиллионной эволюции. Из взрослых вестибулярный аппарат «вычислил» лишь человек-компьютер Николай Михайлович Амосов. В своей книге «Преодоление старости» он обращает внимание на то, что почувствовал дряхление с потери равновесия. Амосов не был бы Амосовым, если бы тут же не предложил упражнение: 120 подскоков на одной ноге с закрытыми глазами. Чувство равновесия восстановилось, старость начала отступать.
К этим двум аргументам в защиту вестибулярного аппарата (ВА) добавим несколько соображений. Развитый ВА обеспечивает переносимость езды в машине и другом наземном транспорте, плавание по морю и полеты на самолетах. Располагаясь вблизи слухового аппарата, он стимулирует и его работу. Менее очевидна заслуга ВА в координации движений. Ими пронизана вся наша жизнь от первого вздоха до последнего. ВА выполняет роль осей координат, с помощью которых движения принимают целенаправленный характер. От самых простых и жизненных – ходьбы и бега – до пластики и профессиональных движений. Еще ярче роль ВА в спорте (гонках, горных лыжах, фигурном катании, борьбе, хоккее, футболе) и военном деле. ВА обеспечивает выживание в экстремальной деятельности человека – аквонавтике и космонавтике.