Некоторые проекты несут на себе аспект Мечты. Представьте себе мальчика или девочку, который грезил о Джунглях или Кораблях, Приключениях, Походах, Парусниках, Самолетах, Мушкетерах или Шпагах. О чем угодно таком, чего сложно достичь в современной жизни. Он вырос и преуспел, но что-то мальчишеское (или девчоночье) в нем осталось. И теперь он хочет подарить мечту своим детям. Конечно, так не работает. Конечно, детям нужно быть идейно готовыми, чтобы принять, нужно намечтать что-то свое, в некотором смысле мечту нужно выстрадать. Но наш герой не думает об этом (он уже взрослый и достаточно выстрадал свое). Наш герой ищет того, кто воплотит его детский замысел. И получается Дворец или Корабль. Получается что-то Волшебное и Уникальное.
Мы хотим рассказать об одном из самых интересных проектов, сделанных нашими мастерами и одновременно на его примере порассуждать о методологии детских игровых пространств. Именно игровых (а не спортивных), то есть тема шире, чем у большинства статей этого сайта. Итак, рассмотрим внимательно этот корабль.
Конструктивные особенности игрового пространства "Летучий корабль":
1. Габариты игрового комплекса. Корабль имеет примерно 15 метров в длину и 4 метра в ширину, высотой около 7 метров от земли по мачтам (около 5 метров от земли и около 3 метров от палубы по смотровым площадкам). У корабля две мачты. Корабль имеет три основных игровых этажа: (1) трюм и каюту капитана на первом этаже, (2) палубу, шканцы или квартердек (мостик рулевого), с которых можно перейти на (3) верхнюю палубу до грот-мачты и фок-мачты. Между всеми этими пространствами существуют многочисленные переходы с помощью лесенок, сетей и канатов. Общая площадь игрового пространства не мене 75 квадратных метров. Комплекс был построен для троих детей, с возможностями разведения игровых зон по уровням и одновременной игры группы детей из 12-15 человек.
2. Трюм. Трюм представляет собой обширную игровую зону, в которой можно собрать довольно большую компанию. Трюм не большой по высоте (около 1,5 метров), то есть взрослый человек ходит здесь пригнувшись. Но многочисленные скамьи вдоль стен позволяют даже взрослым расположиться здесь с комфортом при необходимости. Есть две лесенки с палубы вниз, обе оборудованы люками. При этом по периметру корабля довольно много иллюминаторов, делающих искусственное освещение не нужным в дневное время суток. Иллюминаторы не достаточны для того, чтобы увидеть все, что происходит в трюме, из одной точки или для того, чтобы вылезти через них. Этим обеспечивается уединение и достоверность.
3. Каюта капитана. Отдельное комфортное помещение, со столом и двумя скамьями-рундуками друг напротив друга. Здесь достаточно места, чтобы 5-6 человек устроили совещание, спланировали операцию или отметили успех своего похода. Каюта капитана призвана выполнять функцию штаба. Попасть в нее можно, спустившись с палубы в хвостовой части корабля. Она создает прекрасное уединение для игр подросших детей.
4. Квартердек расположен выше основной палубы в хвостовой части корабля. Под ним спуск в каюту капитана. В отличие от уединенной каюты, квартердек хорошо просматривается. Он укрыт от непогоды (имеет крышу), с него можно подняться на крышу и перейти на мачты.
5. Палуба корабля представляет собой открытое пространство, огражденное канатами и деревянными бортиками. Палуба имеет сквозное сообщение со всеми площадками корабля.
6. Переход с верхней палубы до грот-мачты (она же в данном случае является кормовой мачтой) и фок-мачты осуществлен с помощью веревочных мостков. На мачты и между мачтами натянуты веревочные лесенки, ступени которых имеют досточки, вместо планок (так по ним проще ходить вертикально). При этом боковины мостков затянуты сетями, надежно защищающими от падения.
7. Снизу к мачтам можно подняться по веревочным лестницам, натянутым по обеим сторонам обоих мачт. Веревочные лестницы не только служат антуражными элементами, но и используются для лазанья.
8. С фок-мачты можно по канатам спуститься к носу корабля. Это одновременно и своего рода горка, и лазанье, вокруг достаточно страховочных веревок, чтобы сдерживать скорость и не допустить падения.
Итак, мы описали основные игровые площадки и траектории движения в рамках судна, теперь давайте вместе подумаем над его принципами, над тем (кроме Мечты), что делает его таким притягательным, таким погружающим в Приключения и Детство, что даже взрослые, приходящие на этот корабль, непременно попробуют на нем полазить.
Методология игровых площадок:
- Приверженность игровому мифу. Миф корабля сам по себе задает игру, погружает в альтернативную реальность. Любой миф (будь это космический корабль, дворец, избушка, пещера или что-то иное) будет провоцировать на развитие темы. Это можно усиливать атрибутами или костюмами, можно отдавать на откуп фантазии. Дети сами изобретут атрибуты из подручных средств. Сильно большого количества атрибутов и не нужно, чтобы их перебор не затмевал фантазию. Но некоторые элементы, типа штурвала, старой карты, подзорной трубы или рынды, здесь, конечно, не повредят. Сюжетная или ролевая игра доступна детям, начиная уже со старшего дошкольного возраста. В некоторых случаях ее нужно отсценарировать и запустить. В других - просто подтолкнуть грамотным антуражем, правильно подброшенным фильмом или книгой. И наблюдать как тема трансформируется и получает свою жизнь у детей.
- Вариативность игровых пространств. Внутри одного корабля есть много автономных пространств и они значительно отличаются по своим свойствам. Пространство типа "штаб" (закрытая комната маленькой компании), типа "трюм" (закрытая комната для большой компании), типа "палуба" (открытое пространство, куда можно попасть многими способами и откуда можно уйти в разных направлениях), типа "квартердек" (открытое пространство для нескольких людей), и, наконец, типа "мачты" (наблюдательный пункт, открытое пространство для 1-2 человек, создающее ощущение опасности, хотя и защищенное) будут задавать множество вариантов сценарной игры. На этом корабле можно по сути жить в летний период, а можно собираться для вечеринки большой компанией, при этом не находясь на пересечении траекторий жизни взрослых, можно достичь уединения, можно пережить ощущение контроля над всем происходящим вокруг дома (ведь впередсмотрящий со своего обзорного пункта на мачте детально обозревает всю округу).
- Зоны уединения. Зоны уединения (в том числе параллельного уединения нескольких групп детей) настолько важны, что их следует выделить в отдельный пункт. Идеальное игровое пространство не должно просматриваться полностью, ну по крайней мере не из одной точке. Оно должно давать детям возможность ускользать от недремлющего ока родителя или воспитателя. Это интимный процесс, поддерживающий и дружбу, и игру.
- Вариативность траекторий перемещения. Корабль практически не имеет тупиковых зон. В разные помещения можно прийти одним путем и уйти другим. Это делает корабль особенно интересным для любимых детских игр, типа догонялок или пряток.
- Разумное отношение к безопасности. Это отдельная большая тема про взаимодействия ребенка и опасности, например, ребенка и высоты. Конечно, мы детально разрабатываем тему безопасности применительно к лазанью на спортивных комплексах, начиная буквально с первых шагов ребенка. Все знают, что есть возраст детей, когда любят лазить через заборы и прыгать с крыши (и это еще не самое худшее). Парадоксально, но известно также, что тяга к риску, иногда к риску бездумному и чрезмерному (вплоть до риска существенного увечья) намного сильнее у цивилизованных детей, чем у детей в традиционных сообществах (где некоторая доля естественного риска связана со способом проживания). Чем дольше и тщательнее цивилизованные родители ограждают ребенка от опасности (например, падений), тем более травматичным может оказаться это падение, когда оно наконец наступит. Напротив, ребенок, с малых лет получавший возможность падать (со своей высоты и на своих скоростях, естественно), как правило вырастает осознанным и не склонным к травматизму. Он понимает границы своего тела и учится принимать на себя ответственность (куда ему надо, куда не надо). Все это ценностные позиции родителей. Легко увидеть, как они реализованы в этом корабле. Здесь есть где полазить и есть где упасть. Случайные падения, чреватые существенными травмами, исключены (там, где высоко, есть страховка, перепад высоты постепенный). Но лазить и умеренно рисковать есть где. И, если ребенок ранее наработал себе мышечный панцирь и опыт движений на спортивном комплексе, а также включил соответствующее мышление, здесь ему будет безопасно. К технике безопасности относится прежде всего контроль того, что то, что ребенок делает, ему по силам (то есть мы не провоцируем малышей лезть на мачты, и присматриваем за малышами, если в это время на комплексе находятся старшие дети, которые другие по силе и скорости). Даем ребенку постепенно дорасти до тех возможностей, которые создает такой корабль, тренируя мышцы для лазанья на небольшой высоте, например, в рамках домашних спортивных комплексов.
- Вариативность востребованных детских движений. Мы знаем из методологии Скрипалева о 7 любимых детских движениях (качаться, кататься, балансировать, прыгать, висеть, лазить и крутиться), их еще никто не отменял. Что же из этого можно сделать на таком корабле? Как ни странно, почти все. Ну разве что кроме качания и кручения (несмотря на всем известную идиому "качаться на рее" здесь эта опция, так сказать, не включена). То есть хорошо бы вкопать рядом с таким кораблем пату тройку крепких стоек и навесить по соседству несколько разнообразных качелей. Еще один вариант: добавить пару гамаков в трюме и еще один между мачтами. Ну а все остальное здесь отлично представлено. Скатиться можно по канатам с фок-мачты на нос корабля (да можно и приставить к кораблю горку, как и сделали его заказчики); балансировать можно сколько угодно на подвесных мостках, там это действительно впечатляет, это сложно, но страховочной сетью обезопашено; прыгать можно между уровнями, спускаясь с палубы в трюм, например; висеть можно на канатах и лесенках; лазить можно от начала и до конца корабля, это по сути главная и наиболее впечатляющая опция - такой корабль излазить. Итак, здесь все хорошо. Спортивный потенциал такой игровой площадки просто прекрасен.
Конечно, все это слишком красиво, чтобы быть универсальным. Такую площадку может позволить себе не каждый, но разобравшись с ее принципами, можно реализовать что-то свое в доступных условиях. Даже небольшие ресурсы могут сработать, если включить фантазию. Можно создать, например, игровое пространство на дереве, если продумать там все "от и до". И большие ресурсы могут оказаться бесполезными, если в нет души (примеров этому вокруг множество). Мы специально показываем живой, продуманный и удачный проект в жанре игровых площадок, поскольку он может быть отправной точкой для воплощения вашей собственной Мечты, какой бы она не была. А мы будем рады в этом помочь.