Послесловие к книге В. Скрипалева "До трех на всю жизнь"

В самом деле, почему необходим в квартире спорткомплекс, столь талантливо сконструированный инженером В.С. Скрипалевым? В наши дни вопрос этот может показаться даже странным. Естественно, – для того чтобы проявлять двигательную активность. И не только детям, но и взрослым. Кому сейчас неизвестно, что это хорошо, и даже очень хорошо? А вот ограниченная двигательная активность, в особенности у горожан, называемая гиподинамией или гипокинезией, – это плохо, и даже очень плохо.

У человека, начиная с трудоспособного возраста, т.е. с периода, когда подросток становится юношей или девушкой, двигательная активность в большей или меньшей степени связана с осуществлением разнообразных видов профессиональной деятельности. Если при тех или иных профессиях двигательная активность недостаточна, рекомендуется заниматься физической культурой или спортом. Много лет назад на основании данных многочисленных исследований нами была создана теория индивидуального развития, получившая название «энергетического правила скелетных мышц», или «энергетического правила двигательной активности». Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов, так же как и особенности физиологических отправлений различных вегетативных систем органов, находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Сущность энергетического правила скелетных мышц заключается в том, что двигательная активность, стимулируется ли она внутренними причинами (в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности) или внешними (в связи с действием стрессовых раздражений окружающей среды), является фактором, возбуждающим последовательно протекающие восстановительные процессы. Для живого развивающегося организма восстановление характеризуется не простым возвращением к исходному состоянию, а избыточным. В результате, благодаря двигательной активности, организм не просто тратит, но и приобретает. Приобретает не только дополнительную массу, что обеспечивает ему рост, но и дополнительно увеличивает структурно-энергетические потенциалы, что позволяет ему в последующем осуществить больший объем функций и тем самым больший объем работы (все равно, идет ли речь о физической или умственной работе).  Это правило может быть еще обозначено как принцип избыточной окупаемости. Как обнаружили наши исследования, прием пищи сам по себе, без двигательной активности, исключает возможность обеспечить нормальные процессы роста и развития.

Из приведенного примера становится понятно, почему обязательно необходимо осуществлять двигательную активность с первых же дней роста и развития ребенка, почему сама природа предусмотрела возможность осуществления двигательной активности (шевеление плода) еще до рождения организма. Но и после рождения, до того как ребенок станет на ноги и начнет передвигаться в среде, природа как бы специально предусмотрела возможность периодически осуществлять двигательную активность. Уже с первых минут после рождения, даже во время сна, ребенок периодически совершает движения ручками и ножками. Стороннему наблюдателю они кажутся бессмысленными и неупорядоченными. Однако их огромнейший смысл заключается в том, что после рождения они обеспечивают дальнейший рост и развитие ребенка. Вот почему сейчас все шире рекомендуется обучение грудных детей плаванию уже с первых дней жизни, в особенности физиологически незрелых, с ослабленной двигательной активностью. А для детей старше одного года в каждой квартире необходим спорткомплекс наподобие сконструированного В.С. Скрипалёвым.

В.С. Скрипалёв, создавая свою конструкцию спорткомплекса в квартире, исходил из следующего важного положения: дошкольный спорт, т.е. соответствующая двигательная активность развивающегося ребенка, должен способствовать не только его дальнейшему росту и физическому развитию, но и умственному развитию.

После рождения ребенок примерно до 1–1,5 месяцев существует как бы в одномерном пространстве. Затем он приобретает первую антигравитационную реакцию – способность удерживать голову в вертикальном положении. Возникающая при этом способность поворачивать ее вправо и влево дает ему возможность расширить познание среды, пространство для него становится двухмерным. Эта возможность еще более увеличивается после освоения позы сидения, когда угол вращения вправо и влево увеличивается благодаря повороту не только головы, но и туловища. Приобретая далее способность ползать, ребенок делается еще более совершенным двухмерным существом. После реализации позы стояния ребенок приобретает потенциальную способность стать трехмерным существом. Однако таковым он становится позднее, когда впервые приобретает способность отрывать ноги от поверхности земли во время бега, прыжков в высоту и т.д.

Установлено, что в возрасте между 10 месяцами и полутора годами, а именно в тот период, когда реализуется поза стояния и приобретается способность осуществлять двигательные акты в среде, имеет место весьма выраженный скачок в развитии интеллекта. Этот скачок определяется возникновением новых форм двигательной активности. Нашими исследованиями установлено, что в период реализации позы стояния и приобретения способности осуществлять локомоторные акты в среде имеет место наиболее выраженный скачок роста головного мозга. При этом увеличение скорости роста является тем более выраженным, чем интенсивнее активный познавательный контакт ставшего на ноги организма с окружающей средой. Спорткомплекс В.С. Скрипалёва предусматривает богатые возможности для совершенствования ребенка как трехмерного существа и в этом смысле еще более ускоряет развитие головного мозга.

Образно говоря, конструкция спорткомплексов В.С. Скрипалёва как бы возвращает ребенку дерево, некогда развивавшее его прародителей. Возможность использования трехмерного пространства в физическом воспитании ребенка оказывает положительное влияние на развитие головного мозга благодаря более интенсивному использованию скелетной мускулатуры для осуществления разнообразных двигательных актов.

При анализе и характеристике двигательной активности живых организмов необходимо учитывать не только три пространственные координаты, но и четвертую, связанную с временем. Физиолог И.М. Сеченов обращал внимание на то, что наши пространственные представления основаны на свойствах мышц как сократительном органе, который приводит в движение организм в трех измерениях пространства. Но и наши представления о времени также должны иметь свои корни в сократительной активности мышц, так как всякое движение протекает во времени.

При характеристике физических и физиологических явлений принято пользоваться величиной, называемой пространственно-временным интервалом. Так как каждая двигательная активность протекает в пространстве и времени, величина указываемого интервала будет тем короче, чем меньше ребенок. Поскольку каждая двигательная активность связана с получаемой информацией, организм приобретает возможность в единицу времени получить большой объем информации. Вот почему ребенок до пяти лет является, как это принято считать в педагогике, наиболее емким в информативном отношении.

Необходимо далее обратить внимание и на следующее очень важное обстоятельство. «Работа» ребенка, если можно так выразиться, на спорткомплексе В.С. Скрипалёва имеет характер игры, сочетающейся с весьма выраженными положительными эмоциями. Я имел возможность наблюдать ту исключительную радость и наслаждение, которую испытывал сынишка В.С. Скрипалёва, выполняя разнообразные упражнения на снарядах спорткомплекса. В чем значение положительных эмоций при осуществлении развивающимся ребенком двигательной активности? Сущность их заключается в том, что вырабатываемые при этом в бо́льшем количестве катаболические и анаболические гормоны обеспечивают бо́льший объем двигательной активности, а в связи с этим и бо́льшую полноценность восстановительных процессов. В результате двигательная активность в сочетании с положительными эмоциями обогащает ребенка большей величиной энергетических резервов по сравнению с детьми, выполняющими двигательную активность по принуждению, т.е. в условиях отрицательных эмоций, или выполняющих ее нейтрально, без всяких эмоций.

Следует отметить, что осуществляемая ребенком двигательная активность не должна быть вялой и нейтральной. Она должна быть достаточно близкой к оптимуму. Под оптимумом следует понимать тот объем двигательной активности, а он должен быть почти близким к предельно возможному, который стимулирует последующие максимально избыточные восстановительные процессы. Если объем двигательной активности превышает адаптивные возможности ребенка, полноценность восстановительных процессов нарушается.

Очень важным в спорткомплексе В.С. Скрипалёва является наличие в нем 11-ти снарядов. Это позволяет вовлечь в работу все группы мышц. А принимая во внимание, что каждое из упражнений может комбинироваться с прочими в самых разнообразных сочетаниях, число их превышает тысячу. Группа мышц, вовлекаемая в сократительную активность для выполнения очередной комбинации, одновременно обеспечивает активный отдых остальным группам. Поэтому ребенок осуществляет двигательную активность вдоволь без каких-либо признаков утомления. Последнее исключается, так как общий объем двигательной активности в границах оптимума, в вышеуказанном смысле, регулируется самим ребенком автоматически и бессознательно, в зависимости от текущей потребности в движении. Внешнее вмешательство в таких случаях может быть лишь помехой для ребенка.
Огромное разнообразие упражнений, обеспечиваемое конструкцией В.С. Скрипалёва, позволяет ребенку реализовать гармоническое (а не специализированное для отдельных групп мышц) развитие в подлинном и реальном смысле этого слова. Приобретаемая гармония фиксируется в памяти и сохраняется к периоду, когда организм, достигая трудоспособного возраста, должен перейти к более специализированным, профессиональным формам активности. Последняя на фоне приобретенной гармонии развития уже не может оказать отрицательного влияния на организм взрослого человека. Указанная гармония развития позволяет взрослому человеку без сколько-нибудь серьезных трудностей овладеть в случае необходимости новой профессией за относительно короткий срок.

В развитии двигательной активности ребенка необходимо различать два вида нагрузки на скелетную мускулатуру – статическую (антигравитационную) и динамическую. Статическая обусловливает рост массы скелетной мускулатуры – ее внутреннюю энергию. Динамическая – увеличение свободной энергии, т.е. работоспособность скелетных мышц и тем самым организма в целом. Статические компоненты обеспечиваются сократительной активностью мышц в изометрическом режиме, динамические – в изотоническом. В естественных условиях двигательная активность осуществляется в ауксотоническом режиме, в котором сочетается и статическое и динамическое напряжение. Какие виды упражнений в спорткомплексе В.С. Скрипалёва предусматривают то и другое? Статические компоненты обеспечиваются в этой конструктации такими упражнениями, как висы, вращение, катание и качание, поскольку при этом требуется сохранение соответствующей позы. А к динамическим упражнениям относятся прыжки, разнообразные двигательные локомоторные акты и, что очень существенно – самые разнообразные виды лазанья.

Отметим еще одно очень важное обстоятельство. Возможность реализовать многочисленные комбинации и двигательные задачи еще в дошкольном возрасте, по-видимому, является немаловажным фактором в развитии и тренировке внутренней интеллектуальной деятельности на уровне бессознательного и подсознательного. Это, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие процесса мышления и на подготовку к своевременному возникновению так называемой школьной зрелости, а тем самым, через школу и коллектив, подготовку к своевременному возникновению социальной зрелости.

И.А. Аршавский,
профессор,
доктор медицинских наук