По нашему глубочайшему убеждению безопасность ребенка на спортивном комплексе определяется не столько параметрами  самого комплекса, сколько особенностями ребенка, поведением родителей и особенностями ситуации, в которой происходит лазанье. Основные риски, которые присутствуют на спортивном комплексе - это риск падений и риск столкновений. Кроме того, есть более частные ситуации, например, в некоторых снарядах можно запутаться, можно пораниться о находящиеся рядом предметы, например, игрушки или комнатную мебель, можно разбить что-то, что находится рядом, и уже в последнюю очередь может сломаться или порваться сам снаряд или его крепление.

Конечно, есть очевидные вещи, касающиеся "физической части" (конструкции): спортивный комплекс в целом (опорная конструкция), отдельные снаряды и их крепления должны быть надежными, их надо переодически проверять на наличие повреждений, обновлять узлы, заменять веревки, которые могут перетираться в местах контактов с металлом. Соизмерять проектную нагрузку на снаряды с фактической (если гамак рассчитан на одного человека не пытаться залезть в него всей семьей) и так далее.   Но очевидно также, что в одних и тех же условиях, одни дети будут склонны травмироваться, а другие - нет. Что опасный снаряд или ненадежная конструкция тоже будет опознана и игнорирована некоторыми детьми, а другие под эту опасность "подставятся", что одни дети будут стремиться залезть под потолок и уже оттуда кричать, чтобы их сняли, а другие дойдут до высоты постепенно и будут думать как с нее слезть до того, как туда поднялись. Мало того, даже упав с высоты, одни дети получат серьезную травму, а другие - отделаются легким испугом.  Врожденные ли это отличия? Темперамент ли ребенка определяет склонность к травматизму на спортивных снарядах? Или мы сами (окружающие взрослые) что-то провоцируем в ребенке в период формирования характера, что-то такое, что помогает или мешает ребенку избежать травм. И можно ли научить ребенка лазить безопасно? И как это сделать? Особенно, если сами мы лазить с ним не умеем или не можем. Значит ли это, что запрещая ребенку экспериментирование с лазаньем ("не лезь туда", "смотри, что делаешь", "не прыгай" и т.д.) мы его убережем хотя бы даже от падений с высоты?  Итак, попробуем разобраться в том, что мы, как родители, можем сделать, чтобы минимизировать риск травм.  

Постулаты естественного родительства

  1. У ребенка нет врожденных суицидальных тенденций.  Если вы (как родители) это признаете, вам станет сильно легче. Суицидальные тенденции (нарочно расшибиться или разбиться) приобретаются прижизненно и онтогенетически довольно поздно. Обычно как реакция на психологическую травму.  Маленький ребенок абсолютно не хочет расшибаться или разбиваться. И если он демонстрирует признаки такого поведения, то он их демонстрирует не только на спортивных снарядах, но и по жизни. С этой ситуацией можно и нужно разбираться отдельно, здесь мы не будем о ней говорить. Если вы наблюдаете ее признаки в своем доме - не дожидайтесь травматизма в лазаньи. Такой ребенок найдет свою опасность на любой дороге и любой улице - это состояние не естественное, с ним надо работать и желательно с профессиональной психологической помощью (в том числе, вы можете обратиться к нам - в нашей команде есть профессиональные психологи, но это решается в индивидуальном порядке и здесь не место общих рекомендаций для этого случая). В норме суицидальные тенденции для детей не типичны и основные опасности лазанья они не перекрывают. Примите как данность, что дети не хотят падать, ударяться и расшибаться.  
  2. Мозг у младенца больше, чем у собаки.  Это физиологический факт со всеми вытекающими следствиями. Вы когда-нибудь видели собаку, которая прыгнула в пропасть? Под машину попасть - да, но городская среда для собак, как и для людей эволюционно относительно новая. А вот с высотой люди сталкивались всегда. Про это абсолютно забывают в цивилизованном обществе, но это знают во всех традиционных культурах и в любой деревне. Ребенок изначально рождается умнее (чем вы о нем думаете), объем информации, которую он осваивает за первый год, колоссален (и не соизмерим с тем объемом, который усваивает взрослый за тот же срок). Очень быстро к ребенку приходит понимание того, что такое высота и что с нее не очень хорошо падать. Для этого достаточен постепенный контакт с высотой, начиная с высоты своего роста.
  3. Когда ребенок ползает и пытается вставать, первое, чему он учится - безопасно (физиологично) падать. В целом движения ребенка первого года жизни максимально физиологичны. Это касается, в частности, падений, ползанья и ходьбы, если она не сбивается преждевременными попытками поставить его на ноги, неудобной (слишком жесткой) обувью, комментариями родителей, искусственными средствами. Если предоставить нормальному (без существенных двигательных патологий) ребенку условия для развития, он будет ползать, падать и ходить физиологично. Деформации приобретаются позднее и как правило в следствие специальных воздействий (вынужденной ограниченности в движении, например).
  4. Ребенок с рождения способен регулировать основные нужды своего организма (потребность во сне, еде, тепле-холоде, отправлениях, пребыванию у мамы на руках и т.д.) по требованию. Если идти за требованиями ребенка, то он всегда будет согрет, сыт, накормлен, ритмы его сна-бодрствования, кормлений, физиологических отправлений и роста будут оптимальны. Это очень спорный постулат с точки зрения позиций педиатрии, где аналогичные вопросы решаются введением искусственного режима. Надо понимать, что раннее введение режима было мотивировано ранним выходом матери на работу, а не на нуждами ребенка и не укреплением, а ослаблением родительского инстинкта. Поэтому режим может быть игнорирован в условиях, когда мать собирается провести с ребенком полноценный декретный отпуск. Что касается принципа "по требованию" он оказывается применим и к движениям, и к закаливанию, и к физической нагрузке, и даже к обеспечению безопасности ребенка на спортивном комплексе. Ребенок, осваивающий лазанье в непосредственной близости взрослых (но вовсе не обязательно при их деятельном участии) способен по требованию просить о помощи. Делает он это задолго до того, как начинает говорить, уже совершенно уверенно в возрасте 1 год (по факту - намного раньше). Изъясняется он при этом с помощью сигналов, обычно понятных взрослому, ухаживающему или присматривающему за ним, если взрослый на эти сигналы обращает внимание. Сигналит ребенок не только о том, что  попал в беду (это он делает плачем или криком, декларативно и громко), но и о том, что расстроен или устал и лазанье на комплексе надо прекратить.  

Что такое безопасное (физиологичное) падение?

Физиологичное (безопасное) падение -  это падение, минимизирующее травмы, падение, которое бережет уязвимые части тела. Не надо учить ребенка "не падать", это логика с точностью наоборот, потому что падения в жизни неизбежны и не "нападавшись" в детстве в волю ребенок не будет к ним подготовлен. Надо дать ребенку возможность научиться падать физиологично. Проще всего это сделать на первом году жизни.  Не безопасно падать с ударом головы о землю (как правило, такой удар приходится на затылок). Также не безопасно падать на прямую руку (травмируется запястье),  на локоть (локтевой сустав, как правило, от такого падения не ломается, но нагрузка приходится на уязвимую ключицу), на колено (травмируется коленная чашечка), на ягодицы (может привести к к компрессионной травме позвоночника).

Это видео о том, как умение безопасно падать восстанавливают специальными упражнениями во взрослом возрасте.

Безопасно падать назад или набок с перекатом (легкой группировкой), это падение, как бы переходящее в кувырок (но не полностью). Можно также безопасно падать вперед (на живот), при этом сила удара гасится за счет одновременно выставленных вперед рук, принимающих на себя нагрузку и амортизирующих удар.   Есть огромная тренировочная традиция по восстановлению и обучению умению падать взрослых людей. Она требуется практически в любом виде спорта и входит в комплекс практически любых тренировок. Умеющий падать человек, при прочих равных, с меньшей вероятностью травмируется. Он успевает сгруппироваться, вывернуться в воздухе и достаточно расслабить не задействованные в приземлении мышцы, чтобы смягчить удар. Такой человек хорошо сбалансирован, он чувствует свое тело и его вес, лучше контролирует его. Это полезное умение и для неспортивных и тучных людей, поскольку оно является профилактикой травм при случайных падениях на улицах (в периоды гололеда или от столкновений).

Ребенка же учить безопасному падению не нужно, достаточно позволить ему падать в младенчестве с высоты собственного роста (не удерживать за капюшон, не выдергивать постоянно за руку), в период когда он, как Ванька-Встанька, встает и плюхается на попу,  и дать ему постепенно совершенствовать этот навык при переходе к ходьбе, бегу, езде на самокате или велосипеде - при росте высоты и скоростей. Постепенно тренируя и наращивая умение безопасно падать в детстве, мы защищаем ребенка от потенциального травматизма во взрослом возрасте.

8 принципов по обеспечению безопасности детей на спортивном комплексе

1. Начинаем как можно раньше

Распространено псевдо-логичное суждение мам 1-2 леток, что детский спортивный комплекс надо начинать осваивать с качелей: "Качель -  это как раз для нас, остальное нам пока еще рано!" И удивление, почему в домашнем или уличном спортивном комплексе качель висит так низко: "А почему качель висит так низко? Ребенок же цепляется ногами?" (конечно, на дворовых детских площадках качели подвешивают достаточно высоко, чтобы ребенок 1-2 лет не мог на них залезть без помощи взрослого). Или даже так: "Моя дочь слишком тяжелая для этого лазанья" (про массивного ребенка). С точки зрения безопасности, в этих суждениях есть противоречия. Если ребенку сейчас рано, то как родители могут узнать, что время пришло, если не дадут ему развиваться постепенно?  В год или два начинать лазить проще, чем в пять или шесть хотя бы потому, что ребенку падать ниже. Возможностей залезть на высоту и упасть оттуда у него гораздо меньше.  

Маленький ребенок может освоить кольца раньше, чем качель. Укрепляя руки в постоянных вертикальных висах он к двум годам спонтанно переходит к висам вниз головой, а также к закручиваниям и раскручиваниям в висе. Хороший и довольно безопасный снаряд для этого - низко висящие кольца. Несмотря на видимую сложность этого виса, он довольно безопасный, если ребенок пришел к нему постепенно и самостоятельно. Ведь у этой девочки очень крепкие руки и она чувствует, когда ноги нужно опустить и отдохнуть, а зацепиться и застрять тут не на чем. Умеющий падать ребенок даже в падении с такой высоты (чуть выше своего роста) не травмируется, он подогнет шею и упадет на плечо и бок без последствий. Только как правило, если кольца доступны на уровне роста ребенка с земли, падать с них он не будет - просто опустит ноги и отцепится. И этому не надо ребенка учить, достаточно просто иметь кольца в близкой доступности и правильно подвешенный по росту ребенка.

Во-вторых, если ребенка всегда только качать на качелях, то как он научиться качаться сам? Конечно, ребенка можно и нужно время от времени качать на качелях. А также крутить, вертеть и устраивать ему другой тактильный и двигательный совместный опыт.  А вот навык качаться, отталкиваясь от земли, трудно получить на дворовой площадке, ведь качели должны быть отрегулированы под рост конкретного ребенка. Детям остается учиться качаться за счет перемещения центра тяжести (что прекрасно в летних условиях, но сложно выполнимо в объемной зимней одежде). В-третьих, если ребенок рыхлый и (или) тяжелый, то ему как раз особенно нужен спорткомплекс. Ему надо лазить (и двигаться),  как ему иначе стать крепче и научиться балансу? В 3-4 года такого ребенка даже заставить гулять будет сложно, а вот в 1,5-2 года, когда ему все интересно и он не расстраивается от своих падений (с высоты своего роста), в нем превалирует природное любопытство, а свой (возможно избыточный) вес он воспринимает как данность и учится с ним совладать. Если дать ему возможность двигаться, то в большинстве случае к 3-4 годам от избыточного веса у него не останется ни следа. Если нет серьезных сдвигов в обмене веществ. Если же они есть, то ребенок научится ловко своим со своим весом управляться, не будет рохлей, источником насмешек на детской площадке. "Ага", - скажите вы - "но есть же специальные спортивные комплексы  в метр высотой, зачем позволять ребенку 1-2 лет лезть выше?" Да, конечно, метровой высоты комплекса обычно достаточно для ребенка 1-2 лет и его ручки хорошо тренируются на перекладинах малого диаметра. Но уже к 2-м годам ребенок морально и физически перерастает спортивный комплекс, высотою в метр, ему нужны новые горизонты, прямо сейчас еще не освоенные. Как сделать так, чтобы их освоение шло мягко и без эксцессов?  

2. Поменьше провокаций взрослых и побольше хороших собственных примеров

Второй принципиальный вопрос: надо ли ребенку на комплексе помогать? Ответ на него очень тонкий. Помогать немного можно, только нужно стараться при этом не провоцировать ребенка делать то, к чему он морально и физически не готов и не снимать с него ответственность за свою безопасность. Хороший пример: детям показали как виснуть на перекладине вниз ногами, держась руками. Плохой пример: при этом же висе спровоцировали ребенка раньше времени (пока сам не понял, что это возможно и сам не понял как фиксировать ноги) отпускать руки. Результатом стало падение при попытке их отпустить самостоятельно (хорошо, если ребенок тренированный, то он успевает вывернуться в этом падении и приземлиться на корточки, а не на спину или голову).

Спорный момент: стоит или нет показывать ребенку новый вис с поддержкой? Или лучше подождать, пока кто-то из старших детей покажет пример и пока сам ребенок дорастет до этого? Наше мнение - стоить показать и подождать, подгонять не стоит. 

Во избежание такой "неготовности" и "спровоцированных падений" лучше вообще избегать помогать ребенку на спорткомплексе физически без его прямых на то просьб или требований о помощи. При просьбе или при освоении нового приема лучше просто стоять рядом и страховать (не трогая ребенка). Или подставить свое плечо или руку в качестве дополнительной опоры, не принимая на себя центр тяжести (вес) ребенка.  Лучший способ показать новый прием - это вообще-то сделать его самим (или чтобы новый прием при ребенке сделали более старшие дети). Дети перенимают друг у друга приемы лазанья очень быстро, но, когда они делают это сами (без провокации), то обычно чувствуют свои ограничения и возможности. Точнее изначально дети способны их чувствовать, если эту чуйку не сбить. А примеров такого на каждой детской площадке хоть отбавляй: "Давай, катись (лезь, прыгай, беги), чего ты боишься!", "Смотри, другие дети лазят, а ты не можешь!",  "Давай, не трусь!", "Лазь быстро, а то домой пойдем", "Ну ты, трусишка, даже с горки скатиться боишься" - и т.д. до бесконечности.  Одно дело, если все это говорят сверстники. Это в подростковом возрасте их мнение очень значимо, а в дошкольном оно спокойно игнорируется. Другое дело, если так говорят родители. Они ломают самооценку, либо закрепляя ребенка в образе неудачника, либо заставляя его идти на то, к чему он внутренне не готов.

3. Постепенный переход на высоту

Как же еще (кроме провокативных комментариев) можно сбить эту природную чуйку своих сил и возможностей? Элементарно. Все мы постоянно видим на площадках мамочек, папочек, дедушек и бабушек, которые поднимают на руках своего годовасика на двухметровую горку, а потом с улюлюканьем ловят его внизу. Это принято повсеместно. Когда ребенка как вещь поднимают, катают и ловят он привыкает, что его ловят всегда и ломается инстинкт самосохранения. А вот если ребенок в год учится потихоньку залазить по ступенькам на эту самую горку (две ступеньки вверх - одна вниз, часто он просто лазит вверх-вниз бесконечно) или осваивает качель самостоятельно, то он в каждый момент времени чувствует, что ему доступно.

Малышу около года. Он научился, залезая ползком по горке, добираться до самой простой (синей) шведской лесенки этого комплекса и по ней подниматься на несколько ступенек до верха. Он пока не может сам залезть в гнездо-сеть без подсаживания. Только через месяц он стал способен лазить по разреженным красным перекладинам напротив. Пока он этого не делает. Процесс "добраться до верха и слезть вниз, скатившись на животе по горке" для него сейчас настоящий вызов. Выросший без провокаций годовалый малыш может точно также постепенно осваивать полноростовой (трехметровый) спортивный комплекс, его "рабочие высоты" будут находиться примерно в метре от земли или пола. Без провокаций взрослых он не будет сразу пытаться забраться выше. 

Предоставленные своему выбору малыши к катанию с высоких горок на детской площадке иногда приходят только к 2-х летнему возрасту, если никогда не засовывать их наверх, а ждать, когда подъем и спуск по лестнице станет им доступен и когда они сами захотят скатиться. Некоторые дети катаются сами и в год с небольшим, но они катаются на пузе (что намного безопаснее, чем на попе). Если вы ловите себя на зависти к тем родителям, малыши которых в том же возрасте смело лезут вверх, присмотритесь что обычно бывает дальше. Такой малыш забирается на большую высоту, не может оттуда слезть и зовет на помощь. И постарайтесь понять, что ваш включающий "тормоза"ребенок более осознанный и лучше отвечает за свою безопасность. Только "тормоза" должны быть внутренние: надо не только не провоцировать ребенка лезть на высоту, но и не "осекать", когда он, наконец на это решился ("Куда ты лезешь? Упадешь! Тебе это рано!"). Осекая ребенка таким образом вы снимаете с ребенка ответственность за свою безопасность. Если же ему доверяют в его выборе (и не провоцируют ускоряться). то он вырастает осторожнее большинства детей, например, в домашнем комплексе он долго не лазит в гнездо и на рукоходы. Но настанет время, когда и он легко и ловко залезет туда сам, и будет там эффективен, так как натренирован на низких высотах.

4. Непересекающиеся траектории снарядов

Этот принцип, казалось бы очевиден. Качель не должна врезаться во что-нибудь жесткое. По возможности нужно допустить, чтобы несколько раскачивающихся снарядов были использованы одновременно. Видимо об этом думали те, кто проектировал линейные комплексы (дети не будут врезаться), но они недооценили потребности ребенка и возможности комплексов. Не нужно загоняться тем, чтобы траектории снарядов не пересекались никогда, нужно подумать о том, как сделать, чтобы  3-4 детей могли лазить или качаться одновременно, не врезаясь друг в друга, пока другие снаряды дождутся своей очереди.

На раскачивающихся снарядах этого уличного комплекса, площадью около 9 кв.м., как минимум четверо детей могут качаться одновременно. Еще несколько детей могут лазить по периметру на перекладинах и других снарядах или раскачиваться в подвешенном рядом гамаке.

Многие вещи, например, будет ли траектория движения раскачивания лианы пересекаться с подвешенной диагонально матросской лесенкой, видны по месту лучше, чем на эскизе. Обычно проектирование подвеса снарядов трехэтапное: эскиз, воплощение (проверка), корректировка. По мере использования некоторые снаряды перемещаются.

5. Удобная одежда и обувь для лазанья

Оптимальная одежда для лазанья минимальна. Это или вообще только трусики, или простая домашняя или дачная одежда, и, что еще более важно, босая стопа. Больше всего безопасность, конечно, зависит от обуви, чем от одежды, детская одежда, как правило, достаточно удобна.  На 99% случаев мы придерживаемся босоногого лазанья и на даче. Если дети пришли в сандалиях на плотных ремешках, то это нормально, но никаких каучуковых тапочек типа "Кроксов" или сланцев.

Идеально лазить на спортивном комплексе босиком (с голой стопой). При невозможности - в пластичной обуви, типа кроссовок. Не подходят для спортивного комплекса объемные тапочки типа "Кроксов", сланцы, резиновые сапоги. Сложно лазить зимой в объемной зимней одежде, снижающей пластичность, и в перчатках, делающих захваты руками менее крепкими. Это не значит, что зимой нельзя лазить совсем, это значит, что зимой особенно важно не провоцировать ребенка делать трюки по заковыристее и не носить его по горкам "как куль". 

Говорить об этом почти никогда не приходится: на даче дети сами скидывают тапочки и бегут лазить. Им сложнее, если погода на улице холодная и дождливая и под сапогами одеты носки и колготки. В этом случае, конечно, лучше кроссовки или ботинки, чем резиновые сапоги (лучше стричь траву под комплексом пониже). Ребенок должен хорошо чувствовать свою стопу и обувь не должна скользить по снаряду. Ну а в нормальный теплый летний день удобная одежда на дачном спорткомплексе минимальна.

6. Если начались капризы, лучше поменять занятие

Все родители знают, что иногда дети играют, а иногда - заигрываются. Особенно это видно, когда несколько детей играют одновременно и вдруг возрастает "градус" криков и повизгиваний. Любой родитель чувствует, что довольные крики сменились истеричными: еще чуть-чуть и начнут набивать себе и друг другу шишки. В этот момент детей нужно отвлечь от комплекса и переключить на другое занятие, но это очевидно.

7. Учимся падать

Итак, с высоты своего роста ребенок учится падать в возрасте, когда учится вставать и ходить. Именно в этот период его тело настроено на то, что ему придется падать каждый день много раз, он переносит падения без травм. Его психика тоже на это настроена, он почти не расстраивается, просто встает и идет дальше.

Аналогично с низкими снарядами, вроде низких турников или подвешенных низко колечек. Когда ребенку 1,5-2 года и он делает только то, что ему по силам, он будет падать, но не будет травмироваться (мы не рассматриваем здесь случай, когда младенец "улетает" со стола, высокого стула, высокой коляски или горки, куда его посадил взрослый). Ребенок сам по себе будет открывать высоту постепенно и постепенно тренироваться в правильных падениях. Если такой ребенок срывается с турника в 4 года, то он изгибается в воздухе и приземляется как кошка. После этого могут последовать слезы, но это слезы досады, а не боли: подросшие дети уже не любят, когда у них чт0-то не получается (3-4 летки в этом отношении очень мнительны). Аналогично высотам, постепенно прирастают скорости. Если ребенок натренировался в падениях на первом году жизни, то когда он прыгает, носится и бегает на втором и третьем году, его падения, как правило, физиологичны. Тем более, что дальше сложность задачи еще растет: начинаются прыжки с высоты, которые так любят старшие дети.

Привыкший к движениям ребенок по какой то причине "засидевшийся" дома без спортивного комплекса (например, в дождливые дни), превращает в снаряды все, что угодно. 

Мы не можем изолировать, защитить или запретить. Некоторые родители могут, но тогда ребенок не будет подготовлен к амплитудам взрослых движений и падений с высоты взрослого роста. Но мы можем позволить потренироваться "с нуля". Очевидно ли это? К сожалению, нет. Иначе мы бы не видели на детских площадках детей, которых водят на шлейках за капюшон (чтобы не упали) или постоянно тягают за руку (не ребенок держит маму за руку или палец, а мама крепко держит его обхватом, чтобы не оступался и подскальзывался).

Нужен ли в спорткомплекс мягкий мат? Спорный вопрос, но ответ аналогичен: "Как правило, нет". Мягкий мат нужен только для отработки отдельных движений - кувырков, стоек на голове или на руках - если ребенок этим увлекается. Идеальным покрытием для дачных спорткомплексов и их "рабочего радиуса" является трава или песок. Естественно, что не камень, щебенка или бетон. Это должно быть Покрытие, о которое не зацепишься и не прокарябаешься. Покрытие городских детских площадок нам не кажется идеальным для дачи: в городе оно выполняет другие функции, там нужно сохранить оазис чистоты в грязный и слякотный сезон. Дачный период, как правило, кончается задолго до осенней грязи и зимней слякоти. Для летней спортплощадки мы бы выбрали газон, для всесезонной - рассмотрели бы искусственные покрытия.

8. Развиваем чувство баланса

Помимо споркомплекса на даче или в квартире, важно присутствие движения в жизни в целом. Здесь речь не только о спортивных занятиях, но и об общей подвижности.   О возможности гулять, бегать, ходить, ездить на самокате, беговеле, велосипеде.

Чувство баланса и равновесия помогает и на спортивном комплексе. Оно развивается спортивными тренировками на скорость и координацию и общими с родителями практиками, развивающими вестибулярный аппарат, например, практикой каруселей.

Ссылки по теме:

  1. Лена Павлова. Блог о естественном и осознанном родительстве
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности