Вводные. Как то раз к нам обратились из одного из монастырей, чтобы мы придумали и построили спорткомплекс для детей, живущих при монастыре в приюте. Наша непосредственная заказчица - сестра, работающая с детьми, оказалась очень методически "подкованной". Она предварительно изучила этот сайт и множество других материалов, разобралась в методологии строительства детских спортивных комплексов и хотела сделать большой комплекс в том помещении монастыря, в котором играют и занимаются дети. Контингент в группе предполагался разновозрастный, от малышей до старших дошкольников, предполагалось, что в процессе использования комплекса дети будут расти (комплекс должен был быть на вырост). Поскольку из замера заказчика было понятно, что помещение нестандартное (сводчатая архитектура, ниши и арки), да и нестандартно оформленное (дерево, металл, стекло, роспись потолка и стен), мы поехали смотреть его живьем, причем поехали расширенным составом - директор проекта Саша Чистов, проектировщик Лена Павлова, мастер-технолог нестандартных проектов Александр Новиков. Первое, что бросилось в глаза - детям в игровом помещении было негде уединиться. Дети спят в общих спальнях и игровой зал у них большой (порядка 50 кв.м.), живописно оформленный, но абсолютно просматриваемый (прозрачный) во всех направлениях, вдоль и поперек. В полукруглой нише помещался рояль, напротив - несколько диванов. Вдоль стен в нишах детские игрушки и места для сидения. У детей нет возможности спрятаться. Но ведь так много детских игр связано с уединением, например, всем известная игра в дом (построить домик и играть в нем). Возникла идея использовать спортивный комплекс (который планировался частично в сводчатых нишах), в том числе как игровую зону, где дети смогут разделяться и играть по одному-двое-трое. Вот как оформлялся и развивался проект.

Конструктивные особенности спортивного комплекса Чистовых-Павловых:

  1. Габариты комплекса составили около 10 квадратных метров. Были использованы полторы ниши, около 3 квадратных метров каждая, и вынос в зал примерно на 1,5 метра. Принципиальную форму комплекса предложил специализирующийся на нестандартных проектах мастер Александр Новиков. Сделал комплекс другой наш замечательный мастер - Павел Сардыко, а установили комплекс мастера вместе. Увидев зал с арками и сводами, двери которого также были сводчатой формы, мы решили вписать общий контур комплекса в форму эллипса, чтобы спортивная зона не выступала углом в наполненную округлыми элементами комнату. Наша задача была вписать комплекс, гармонично увязать его с другими архитектурными и интерьерными решениями зала. При этом и спортивная задача должна была быть решена в традициях методологии Чистовых-Павловых и методологии Скрипалева: переходы между снарядами, большой выбор разных лазательных траекторий, достаточное количество навесных снарядов, чтобы несколько детей могли лазить, качаться, висеть, крутиться, кататься, прыгать и балансировать в разных зонах комплекса, не создавая друг другу принципиальных помех. За этим следила Лена Павлова, обсуждая с заказчицей каждую деталь, ведь это не спортивный комплекс в квартире, здесь сестрам придется присматривать за группой детей одновременно, нужно было исключить потенциальный травматизм и упростить эту задачу, сбалансировав высоты элементов.  

2. Итак, рассмотрим игровую и спортивную начинку комплекса в деталях так, как она была реализована. Здесь приведены фото на момент установки каркаса и подвеса снарядов, дополнительно будет оборудована матом и шторками площадка под гнездом в первой нише и будет заполнена емкость шариками во второй нише (см. проект).

Комплекс содержит три шведских стенки, три рукохода, скалодром, два гнезда, гладиаторскую сеть, высокий и низкий турник, "бассейн" для шариков, несколько балок для навеса снарядов и множество ручек и поручней там, где будут проходить основные маршруты детских передвижений. Такова каркасная часть. Давайте рассмотрим ее по основным элементам.

3. Гнездо в первой нише по высоте примерно эквивалентно стандартной двухэтажной кроватке. При высоте ниши около 2,5 метров, высота гнезда - 1,5 метра. Таким образом внизу получилась игровая площадка, которую легко визуально изолировав, использовав матрасик и шторки (как это было показано в проекте). Мы оставили ее пустой, чтобы она не была источником столкновений для раскачивающихся снарядов, но при этом она позволяет иметь там внизу игрушки, и используя одеяла и пледики, получать закрытую мягкую игровую зону. Аналогично - гнездо сверху. Оно прозрачное, но, если бросить в него одеяло, становится более изолированным. Оно уютное, так как находится под сводом. Но оно и достаточно спортивное, в него можно попасть по шведкой стенке, спуститься по канатику, выйти из него на рукоход или матросскую лесенку, висящую рядом, можно также попасть в это гнездо или спуститься из гнезда по скалодрому.    

4. Скалодром в нише мы сделали по месту, повторив форму ниши, чтобы он был органично вписан в интерьер. Высота скалодрома около 2,5 метров, что хорошо для малышей. Скалодром может служить путем в гнездо, но не только, спуститься с него можно по канатику, или можно повиснуть на деревянной ручке-поручне под сводом арки, обезьяним хватом перейти по ней на второй канат, высокий турник, уже оттуда, на другие снаряды. Это трюки на вырост, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда они наловчатся лазить на снарядах пониже и разовьют силу рук.  

5. Ручки и поручни в таких случаях не менее важны, чем большой снаряд, так как выполняют роль "связок" и "переходных элементов". Вы видите скалодром и он кажется интересным. Но если по нему будет некуда подниматься, то он быстро наскучит детям. Нужна интрига, обходной путь, лазейка, что-то, что позволит вылезти из этой ниши и уйти куда-нибудь еще. Это могут быть зацепы, ручки, ступеньки под сводами, что-то, что позволит перехватиться и уйти дальше, иногда детали - это не просто главное, детали - это все.

6. Следующая характерная черта этого комплекса - это рукоходы. Здесь их три. Есть длинный трехметровый рукоход, идущий от шведкой стенки до ассиметричного встречного рукохода в центральной части комплекса. Короткий рукоход между гнездом и длинным. И ассиметричный, включающий пристенную шведскую стенку в систему переходов между снарядами. Наличие или отсутствие лазов в этой системе рукоходов будет определять, полезут ли дети на верха.  При высоте рукоходов 2300 мм традиционное использование этого комплекса тоже будет долгим, как минимум до роста 160-165 см дети будут чувствовать себя на них вольготно и лазить, не подгибая ноги. Начало использования рукоходов по привычному назначению ("хождение" руками) для детей, растущих со спортивным комплексом, наступает в возрасте 5-6 лет, то есть с роста 110-116 см.

7. Шведских стенок, как уже было отмечено, здесь три, но позиционирование и назначение их различно. Одна из шведских стенок, стоящая "спиной" к роялю, изолирует музыкальный инструмент от спортивной зоны. Она же является лазом на длинный рукоход и это ее основная функция, высотой она до длинного рукохода, что определяется особенностью конфигурации балок и креплений. Вторая узкая, но высокая шведкая стенка стоит между нишами. Это один из центровых снарядов, связывающий не только ниши, но и "низы" и "верха" комплекса, одновременно являющаяся путем в гнездо во второй (не рассмотренной нами ранее) нише. Эта шведская стенка до потолка, работает выше рукохода, на всю высоту. И, наконец, третья шведская стенка-лаз стоит в торце первого гнезда (мы ее видели раньше), она работает как лаз в гнездо и как снаряд-связка для лазанья по скалодрому.

8. Рассмотрим теперь зону второго гнезда. Основных лазов в это гнездо три. С торца - по укороченной гладиаторской сети. Сбоку - по шведкой стенке. С фронта - с низкой перекладины (с опорой на ограждение и верхний турник-поручень). Чтобы облегчить лаз в это гнездо для маленьких детей, использованы разные по фактуре перекладины (дерево - для торцевого лаза, металл - для фронтального) и ручки-скобы над гладиаторской сетью. Все это очень интересно наблюдать в динамике, ведь любую ручку или захват дети осваивают с особой тщательностью. Обратите внимание, что это гнездо на 20 см ниже второго, ведь рабочий лаз со шведской стенки идет под скат, иначе он был бы менее удобным.

Оба гнезда оснащены барьерами (ограждениями). Для верхних гнезд это не типично, там барьер затруднил бы использование гнезд, но верхние гнезда рассчитаны на более старший возраст. Эти невысокие гнезда, задуманные в большей степени как игровые зоны, чем как спортивные снаряды, пригодны для лазанья малышей, причем в группе детей, поэтому бортики служат защитой от случайного падения.

Под вторым гнездом находится "бассейн" для надувных шариков. Это еще одно фактурное занятие, которое нравится детям. Это не единственное назначение такой ниши, можно здесь также положить матрасик и использовать ее для ниш. Только использование покажет, что в итоге окажется наиболее популярным и востребованным. Но факт остается фактом, когда дети разделятся по парочкам и залезут в гнезда и под гнезда, чтобы обустроить свои собственные "домики", то как минимум 8 детей одновременно смогут играть, имея свои маленькие уединенные местечки. Нужны им для этого всего лишь одеяла и подушки. И это не считая тех детей, которые в параллель смогут совершенно спокойно лазить на комплексе. Задача дать возможность детям играть на общей территории, уединяясь и объединяясь в разные маленькие парочки и группы решена.

8. Еще один важный элемент этого комплекса - перекладины (турники). Их два - высокий и низкий. Высокий расположен между рукоходами и служит "мостиком" между ними (обезьяним хватом можно переползти между рукоходами или спуститься по канатику вниз, или перейти на лиану, но это требует ловкости, занятие для 6-7+ лет). Низкий турник находится между стойками во внутреннем контуре комплекса и мы делаем на него большую ставку. Это турник, доступный самым маленьким малышам (2-3+), именно с него они научатся сначала висеть, потом (4+) висеть вниз головой, поджав колени, потом (5-6+) делать тоже самое, отпустив руки вниз, потом (7+) - кувыркаться. Одновременно уже начиная с 4-5+ лет дети будут вставать на него и пытаться перелазить на смежную трапецию или через ограждение в гнездо, или на лиану. В более старшем возрасте (6-7+ лет) дети будут уходить с этой перекладины на рукоходы. Это незаметный и малопримечательный, но очень важный снаряд, практически универсальный по возрасту. И хорошо, когда есть возможность его встроить так, чтобы он не мешал качаться и кататься.  

9. Навесные снаряды являются в каждом комплексе самым важным элементом, хотя кажутся самым простым. Ведь важно не столько то, сколько снарядов будет навешено,  сколько то, будут ли они помогать или мешать друг другу. Каждый снаряд имеет различную амплитуду раскачивания, не всегда очевидную. Например, кто посмотрит за детьми, увидит, что один из самых амплитудных снарядов - матросская лесенка, ей нужно 1,5 метра вперед и назад, чтобы она работала по настоящему. Менее амплитудны кольца, просто потому, что имеют более высокий подвес. Но и они при желании могут работать с большим размахом. Лесенка Скрипалева очень требовательна к месту, так как вешается по диагонали. Это противоречивый снаряд, его нужно привести "в гущу событий", так как он служит связкой, но он же может перегородить путь к раскачиванию трапеции или другому элементу.

Двойная трапеция работает более-менее широко, в зависимости от высоты подвеса. Она может быть подвешена выше (как здесь), когда верхняя ее перекладина уходит почти под балку. В этом случае она работает в большей степени для качания в висе. Если ее же спустить, то она будет работать как качель, но мы оставили пока более высокий подвес: парадоксально, но именно так ее быстрее освоят самые маленькие дети (в висе).

В этом комплексе еще есть детские кольца и пара лиан. Детские кольца работают на самый маленький возраст и их хорошо бы откорректировать по росту самых маленьких детей в группе (остальным тут есть чем заняться). Лианы работают для качания в висе и сидя, они связывают разные части комплекса в переходах,  но это сложный снаряд (как правило 5+), зато в возрасте 5-7 лет он для многих становится самым любимым.

Наконец, эластичный гамак с ручками - лучшая форма качели. Позволят лазить по ручкам, делать растяжки и висы в разных положениях, особенно вверх ногами и дети это просто обожают. Но это также качель для качания (облокотившись подмышками или лежа на животе для малышей, сидя - для детей по старше), при этом гамак мягче и безопаснее других качелей.

Наконец, еще один снаряд - приставная двустороння горка.  Одна из сторон этой горки гладкая, может использоваться для катания или игр с игрушками, которые малыши обожают скатывать с горок. Эта же сторона идеальна для того, чтобы качать пресс детям постарше и взрослым. Вторая сторона с набитыми на нее полукруглыми рейками-ступенями эффективно корректирует плоскостопие. Дети обожают шагать по такой горке вверх и вниз, эффективно включают ее в лазанье, а ее наклон можно регулировать до почти горизонтального и использовать ее для самых младших.

Мы уходим с этой площадки с удовлетворением, понимая, что постарались сделать интересно и красиво, постарались создать целый маленький мир, который поможет живущим здесь детям полноценно двигаться длинными российскими холодными сезонами, когда прогулок на улице не хватает, чтобы  "выработать" необходимый объем ежедневной потребности детей в движении. Это позволит растущим здесь детям быть не только более сильными, ловкими и подвижными, что, мы надеемся, поможет и пригодится им в дальнейшем, но и более игривыми и радостными, что оставит массу воспоминаний от игр и затей их детства. Мы также уходим с удовлетворением от взаимодействия с душевными и грамотными заказчицами, которые относятся к своему делу с полным любви сердцем. И удовлетворением от работы с мастерами, решившими целый ряд нестандартных задач, чтобы этот комплекс получился и был реализован именно таким, каким он был задуман. Спасибо, что такие площадки есть.