Спортивные комплексы Чистовых-Павловых — взгляды, принципы и подходы к организации детского лазания в условиях квартиры или частного дома, разработанные Еленой Павловой и Александром Чистовым в 2015-2025 годах, имеющие своей целью сохранение и усиление природной тяги ребенка к движению в условиях города. Эти принципы — результаты осмысления Чистовыми-Павловыми практики жизни с детьми в собственной семье.
Основные характеристики
Спортивный комплекс Чистовых-Павловых создается так, чтобы на малой площади (в квартире - от 3 кв.м., оптимум - 6-7 кв.м., на улице 6-15 кв.м.) создать сложную вариативную систему лазания, захватывающего ребенка на непроизвольном стремлении, например, покачаться и провоцирующую долго лазить и много двигаться, за счет высокого разнообразия и кумулятивного эффекта всех элементов. Вслед за Владимиром Скрипалевым, Чистовы-Павловы используют спортивные снаряды так, чтобы они работали не отдельно, а системе. Число снарядов в системе - не менее 9. Число переходов с каждого снаряда на смежные - не менее двух. Общее количество вариативных траекторий прохождения такого комплекса - более 5000. Таким образом, ребенок оказывается в творческой ситуации. Ему нужно придумать себе путь внутри комплекса и пройти его. Синергетический эффект проявляется в том, что снаряды работают намного эффективнее, чем если бы они использовались по одиночке или изолировано. Ребенок может лазить в такой комнате много лет, не теряя интерес к процессу. Его непроизвольная потребность в движении к подростковому возрасту трансформируется в произвольные тренировки. Формируется устойчивая привычка к движению, которая помогает сохранить здоровье во взрослые годы.
Прямым результатом поощрения двигательной активности маленького ребенка является гармоничное физическое развитие, развитие опорно-двигательного аппарата (координации, ловкости, улучшения кровоснабжения и работы мышц). Еще одним результатом является интеллектуальное развитие, поскольку интеллект в первые годы жизни формируется изначально в форме наглядно-действенного мышления и только позднее переходит к его абстрактным формам. При интенсивном движении в высоко вариативной среде также развивается творчество и самоконтроль. Косвенным результатом является развитие социальных и коммуникативных навыков, поскольку физически развитые дети в раннее годы жизни имеют тенденцию лидировать среди сверстников и легче осваивать новые игры и новые виды спорта.
Методология
Чистовы-Павловы считают своими источниками естественное родительство и ее главных идеологов Жан Ледлофф (ношение на руках, совместный сон), Уильяма и Марту Сирсов (ношение на руках, совместный сон), Ингрид Бауэр (высаживание), Мишеля Одена (естественные роды), Роберта Мендельсона (естественный иммунитет). От этих авторов Чистовы-Павловы взяли понимание о специфических эмоциональных и физических потребностях детей (в частности - не насыщаемой потребности детей в движении) и специфической родительской установке, основанной на внимании к сигналам и стремлении ощущать мир с позиций ребенка.
Другая группа источников основана на практике осознанного родительства и таких ее авторах как Михаил Трунов (первый год жизни), Франсуаза Дольто (детский и подростковый возраст), Симон Соловейчик (детский и подростковый возраст), Гордон Ньюфелд и Габор Матэ (подростковый и юношеский возраст), Шалва Амонашвили (гуманная педагогика). Яркие представители в советской педагогике - Борис и Лена Никитины, Владимир Скрипалев. Среди писателей - Владислав Крапивин. Идеологи этого подхода рассматривают, как родительство заставляет взрослых меняться вместе с ребенком и считают родительство отправной точкой для этих изменений. Спортивный комплекс Чистовы-Павловы рассматривают как средство сближения.
Критическое осмысление тенденции общества снижать детскую потребность в движении
Постулат естественного родительства заключается в том, что ребенок рождается с не насыщаемой тягой к движению. Эта тяга является продолжением потребности находиться на руках матери (или другого любящего взрослого) и развивается в благоприятных и безопасных условиях в потребность самостоятельно двигаться в окружающем мери. Общество усаживает ребенка принудительно, ограничивая природную тягу двигаться. Для этого выработаны инструменты: пеленки, коляски, автокресла. Позднее – школьная парта. Один из критериев готовности к школе – умение неподвижно сидеть за столом 6-8 часов в день. Эти инструменты, обеспечивающие безопасное встраивание во внешний мир большого города, одновременно являются ограничительными. Их следствие - снижение (вплоть до блокировки) тяги детей и взрослых к движению.
- Тенденции системы образования: долгое сидение на уроках, акцент на академических знаниях, недостаток перемен (перемены маленькие и не организованы для активных игр), структурированные игры (если играем, то по внешне заданным правилам).
- Городская среда: улицы не безопасны. Площадок во многих городах не хватает. Спортивные площадки для школьников часто находятся за заборами. Транспорт доступен, мало кто ездит на велосипедах в школу, велосипедные дорожки есть мало в каких городах.
- Дизайн детских комнат: детские комнаты проектируются по принципу "универсальной комнаты" - принципу маленьких гостиниц. Стол, кровать, шкаф, телевизор. В программу подготовки дизайнеров как правило не входит ни детская психология, ни специфика развития детей в разных возрастах. Специфически детские потребности игнорируются, когда ребенок уехал, его комнату можно сдать без особых перестроений или поселить туда взрослого гостя.
- Индустрия развлечений доступна на любом телефоне. Гаджеты предлагают массу развлечений, требующих минимальной физической активности. Эти развлечения пассивны, они управляют вниманием из вне. Дети становятся зрителями, а не участниками процесса.
Результатом такой социализации является получение удобного малоподвижного человека. У него напряженное тело, искусственно сформированная аморфность внимания и когнитивная лень, управляемое внимание, пассивность, отсутствие мотивации, приобретенное умение проводить сутки в сетях или интернете.
Такая тенденция осмысляется как критическая, поскольку с движением связано интеллектуальное развитие и высокоорганизованный мозг требует обратной связи от органов чувств и тренировку. Более того, движение участвует в гормональном обмене, что связано с синтезом эндорфинов – специфически человеческих гормонов счастья.
Идеология
Спортивный комплекс Чистовых-Павловых - это аспект уважительного отношения к потребностям ребенка во взрослом мире. Аспект гармоничного и сбалансированного развития ребенка, обеспечение его не насыщаемой потребности в движении. Спортивный комплекс особенно актуален в городах как средство примирения ребенка с изоляцией, длительным нахождением в помещении, малым количеством прогулок. Чистовы-Павловы строят свою педагогическую систему на понимании специфических потребностей ребенка.
Предыстория. Система Никитиных. Спортивные комплексы Владимира Скрипалева
В советской педагогике осознанное родительство популяризировалось Б.П. Никитиным, его система вызвала большой общественный интерес в обществе 1960—1980-х годов. Владимир Скрипалев был одним из его последователей. Спортивный комплекс Владимира Скрипалева был построен в 1971 году в ответ на прогноз врачей о последствиях родовой травмы, от которой его сын Олег не должен был ходить или должен ходить, пошатываясь. Несмотря на то, что семья жила в малометражной однокомнатной квартире, Владимир Скрипалев сконструировал сыну комплекс из подручных материалов. Комплекс имел всего две вертикальные опоры (П-образные) и Т-о образно пересекающиеся балки, крепившиеся под потолок. Большинство снарядов были веревочными, но два снаряда, придуманных Скрипалёвым в те годы - расширяющаяся лесенка Скрипалева и лиана для прыжков - используются в современных комплексах, так как их диагональное расположение составляет основу целостности комплекса и его внутренних взаимосвязей. Скрипалев наблюдал за спонтанными играми детей на улицах. Он выделил 7 любимых детьми движений и разработал комплекс, позволяющий включить все эти движения в домашнем лазании в ограниченном пространстве. Именно Скрипалев первым заговорил о системности и вариативности детского лазанья. Он обращал внимание, что снаряды не будут работать вместе, если они просто навешены в одну линию. Он ввел понятие о траекториях раскачивания снарядов (минимально необходимой дистации раскачивания, меньше которой снаряд не эффективен). Также он показал пример того, что близко висящие снаряды могут помогать, а не мешать друг другу, если их траектории не пересекаются. В своих книгах "Наш семейный стадион" (Физкультура и спорт, 1986) и "До трех - на всю жизнь" (Восток-Запад", 2005) Скрипалев подробно изложил и популяризировал эти идеи. Около 10 лет он работал в одном из подмосковных садиков в г.Мытищи "Крепыш" в которой не только в каждой группе стояли спортивные комплексы, но еще и зимой дети бегали по снегу и практически не болели.
История создания спортивных комплексов Чистовых-Павловых
Первый комплекс Чистовых Павловых был построен в 2015 году совместно с Олегом Скрипалевым, последователем идей своего отца. Второй, полностью авторский, был построен Чистовыми-Павловыми в 2017 году для улицы. Оценка этого комплекса сообществом родителей показала ряд уникальных особенностей, отличающих эту систему от присутствующих в то время. Отличительной особенностью был синергитический эффект, перенос методологии детского лазания из домашних условий на улицу и ее осмысление, что было новым и было сделано впервые. Также семья предложила несколько авторских снарядов (двойная трапеция Павлова, двойная перекладина, лесенки-призмы, нестандартные качели), соединила в одном и том же комплексе дерево и металл, добавила в свои спортивные комплексы большие гнезда и современные снаряды (скалодромы, гладиаторские сети, пегборды, пегмейзы, йога-гамаки и гамаки других видов) и сделала много других новых разработок, основанных на более современных возможностях. Чистовы-Павловы стали популяризаторами и систематизаторами идей Никитиных, Скрипалева и своих собственных в сообществах осознанных и естественных родителей.
Необходимость развивать идеи Владимира Скрипалева применительно к современным условиям авторы объясняют следующими обстоятельствами:
- Жилищные условия у людей разделились. Кто-то, как и прежде, живет большой семьей в малогабаритке. Кто-то живет в огромном частном доме, где каждому ребенку отведена комната, иногда большая по площади, чем маленькая квартира в целом. Сохраняется необходимость в очень компактных решениях, но появилась необходимость и в решениях нестандартно больших, выходящих за пределы того, о чем могли мечтать Скрипалев и Никитины. При этом ключевые аспекты методологии должны сохраняться при перенесении принципов в новые условия.
- Изменились технологии строительства. Современные материалы для отделки, возведения стен и внутренних перегородок меют тенденцию становиться "картонными". Гипсолит, пазогребень, пеноблок, гипсокантон и прочие пустотелые материалы доминируют в городских жилищах. Это значит, что каркас Скрипалева в современных условиях очень редко где можно установить (как правило нет доступа к бетонному потолку, необходимому для крепления распорных стоек. Это требует существенного переосмысления каркасов спортивных комплексов, поиска хитроумных решений, чтобы каркасная конструкция стояла и не развалилась и при этом работала.
- Экономические условия жизни в целом выросли. Но результаты строительства спортивного комплекса для детей зависят напрямую не от денег, а от общего желания думать и вкладываться. Может быть, своим собственным временем, фантазией и усилиями. Если денег нет, можно упростить каркас. Навесить в комнате три балки из досок, а вокруг них навязать снаряды, и все будет работать абсолютно также, как у Скрпалева в его первом спортивном комплексе. Это будут джунгли, причем самые настоящие.
- Наличие большого количества не жизнеспособных готовых решений. Во время Скрипалева даже шведскую стенку для своих детей можно было построить только своими руками. Сейчас ситуация изменилась. Рынок буквально завален суррогатными продуктами: технологичными спортивными тренажерами по типу "12 снарядов на квадратный метр" и коробочными решениями, типа "встройте шведскую стенку и рукоход в свой маленький угол". Чистовы-Павловы проделали большую аналитическую работу и опубликовали ее критический разбор, чтобы осмыслить свою позицию среди этих компакт-решений. Где возможно они писали, что можно улучшить, чтобы снаряд заработал.
- Дизайнерский подход к организации детской комнаты. В настоящий момент существует разрыв между программой подготовкой дизайнеров жилых помещений (в частности - детских комнат) и предметом их деятельности (ребенком). Доминирует установка на "универсальную комнату", удобную и детям, и взрослым и не нуждающуюся в перестроении, когда ребенок вырастет. Если даже дизайнер осознает необходимость лазательной зоны, он как правило трактует ее как набор подходящих по оформлению к интерьеру элементов. Понятно, что результат дизайнерской работы - продажа интерьерных решений, а не крепкий и здоровый ребенок.
Чистовы-Павловы публикуют в открытом доступе много материалов, посвященных вариантам спортивных комплексов для разных условий. На этом сайте они обобщили информацию о классических и современных спортивных снарядах, рассказали о том, как спроектировать спортивный комплекс, построить своими руками, встроить и закрепить его. В создании и развитии их системы приняла участие их семья в трех поколениях: Анна Павлова, Николай Павлов, Елена (Лена) Павлова, Александр Чистов, Забава Чистова, Никита Чистов. Вместе с ними работает постоянная команда единомышленников. Мастера-технологи - Максим Котин, Павел Сардыко, мастер по металлу Петрусь Дмитрий, мастер установки Александр Новиков, художница - Анна Дайнеко, дизайнеры - Иван Бакурский и Глеб Шаров, экономист Юлия Скосырева.
Безопасность детей на спортивном комплексе: как научить ребенка лазить без травм
Методология Чистовых-Павловых подробно разбирает вопрос безопасности детей на спортивном комплексе. В этом вопросе Чистовы-Павловы также основываются на постулатах естественного родительства. Вот ключевые аспекты этого подхода в связи с безопасностью:
- У ребенка нет врожденных суицидальных тенденций. Если вы родители это признают, им становится сильно легче. Суицидальные тенденции (нарочно расшибиться или разбиться) приобретаются прижизненно и онтогенетически довольно поздно. Обычно как реакция на психологическую травму.
- Мозг у младенца больше, чем у собаки. Ребенок изначально рождается умнее (чем вы о нем думаете), объем информации, которую он осваивает за первый год, колоссален (и не соизмерим с тем объемом, который усваивает взрослый за тот же срок). Очень быстро к ребенку приходит понимание того, что такое высота и что с нее не очень хорошо падать. Для этого достаточен постепенный контакт с высотой, начиная с высоты своего роста.
- Когда ребенок ползает и пытается вставать, первое, чему он учится - безопасно (физиологично) падать. Если предоставить здоровому (без существенных двигательных патологий) ребенку условия для развития, он будет ползать, падать и ходить физиологично. Деформации приобретаются позднее и как правило в следствие специальных воздействий (вынужденной ограниченности в движении, например).
- Ребенок с рождения способен регулировать основные нужды своего организма (потребность во сне, еде, тепле-холоде, отправлениях, пребыванию у мамы на руках и т.д.) по требованию. Принцип "по требованию" применим и к движениям, и к закаливанию, и к физической нагрузке, и даже к обеспечению безопасности ребенка на спортивном комплексе. Ребенок, осваивающий лазанье в непосредственной близости взрослых способен по требованию просить о помощи. Делает он это задолго до того, как начинает говорить, очень уверенно уже в возрасте 1 год (по факту - раньше).
8 принципов по обеспечению безопасности детей на спортивном комплексе
- Начинаем как можно раньше. В год или два начинать лазить проще, чем в пять или шесть хотя бы потому, что ребенку падать ниже. Возможностей залезть на высоту и упасть оттуда у него гораздо меньше.
- Меньше провокаций взрослых и больше хороших собственных примеров. Помогать ребенку немного можно, но стараться не провоцировать ребенка делать то, к чему он морально и физически не готов и не снимать с него ответственность за свою безопасность.
- Постепенный переход на высоту. Если вы ловите себя на зависти к тем родителям, малыши которых в том же возрасте смело лезут вверх, присмотритесь что обычно бывает дальше. Такой малыш забирается на большую высоту, не может оттуда слезть и зовет на помощь. Нужно предоставить ребенку действовать постепенно, в его собственном ритме, не поднимая его и не подсаживая на горки или качели, к которым он еще не готов.
- Непересекающиеся траектории снарядов. Этот принцип, казалось бы очевиден. Качель, например, не должна врезаться во что-нибудь жесткое или в другой снаряд, повешенный ей навстречу. Тем не менее этот принцип часто нарушается и дизайнерами и проектировщиками готовых спортивных уголков.
- Удобная одежда и обувь для лазания. Оптимальная одежда для лазанья минимальна. Всегда, когда возможно, спортивным комплексом лучше пользоваться босиком.
- Если начались капризы, лучше поменять занятие. Все родители знают, что при определенном градусе напряжения или усталости, ребенок может расшибиться обо что угодно. В такой момент необходимо его отвлечь и переключить на что-то другое, исключающее физическую активность.
- Учимся падать физиологично. С высоты своего роста ребенок учится падать в возрасте, когда учится вставать и ходить. Аналогично с низкими снарядами, вроде низких турников или подвешенных низко колечек. Когда ребенку 1,5-2 года и он делает только то, что ему по силам, он будет падать, но не будет травмироваться. Мы не можем изолировать, защитить или запретить. Некоторые родители это делают, но тогда ребенок не будет подготовлен к амплитудам взрослых движений и падений во взрослом возрасте и с взрослых высот. Но мы можем позволить потренироваться "с нуля".
- Развиваем чувство равновесия. Здесь речь не только о спортивных занятиях, но и об общей подвижности. О возможности гулять, бегать, ходить, ездить на самокате, беговеле, велосипеде.
Педагогическая система Чистовых-Павловых
За годы просветительской деятельности семья Чистовых-Павловых развила не только методологию детских спортивных комплексов, но и несколько других авторских концепций. Их система родительства, изначально выросшая из естественного родительства, пошла дальше и охватила такие области, такие как дошкольные и внешкольные занятия, настольные игры, автономные и альтернативные системы образования, геолокация и зимовка с маленькими детьми (когда семья в процессе воспитания детей приходит к необходимости временного или постоянного переезда), безопасные путешествия с детьми, ранняя социализация, целительство и семейный бизнес. Одна из самых интересных их авторских концепций - семейный формат занятий - развивает подход, при котором взрослый начинает заниматься чем-то одновременно с нуля, чтобы быть на равных и вместе делает успехи. Эта концепция подробно разработана для рисования, плавания, новых иностранных языков, хорового и вокального пения. Дети Чистовых-Павловых росли, включенными во все эти области и это оказало влияние на образ жизни их родителей. Они нашли собственный подход, резонирующий родителям определенного уклада, рассматривающим взаимодействие с ребенком как субъект-субъектное и полилогическое.
Открытые вопросы
Чистовы-Павловы оставляют некоторые вопросы открытыми, например, взаимодействие ребенка и заданной из вне жёсткой внешней системы (например, жёсткой ситуацией в школе), ответ ребёнка на зависимости ближайшего окружения, инаковость (как жить подвижному и/или осознанному ребенку в мире, где подвижность и осознанность не разделяются), взаимодействие с гаджетами, развитие детской подвижности в случае, если ребенок уже имеет невротизацию или зависимости или она есть у членов его семьи. Это не значит, что спортивный комплекс в таких условиях не работает. Это значит, что сообществу необходимо собирать больше материалов и делиться им. Ну а мы остаемся в поиске.
Ссылки
- Сайт семьи Чистовых-Павловых. Спортивные комплексы Чистовых-Павловых.
- Сайт семьи Чистовых-Павловых. Путешествуем с детьми.
- Детские спортивые комплексы. Как сделать? Документальный фильм (2019).
- Уличный спортивный комплекс Чистовых-Павловых: История, снаряды, особенности, принципы. Как сделать? Документальный фильм (2021)
- Подготовка ребенка к безопасному лазанью на спортивном комплексе. Документальный фильм
- Как дети лазят? Демонстрация 7 любимых детьми движений. Спортивный комплекс Чистовых-Павловых.
Некоторые опорные источники
- Родительство. Что читать? Наш список книг для родителей по естественному и осознанному воспитанию детей и отзывы к ним.
- Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть (Архивная копия от 15 января 2013 на Wayback Machine). — М.: Советский спорт, 1990.
- Аршавский И.А. Почему необходим спорткомплекс в квартире? Послесловие к книге До трех - на всю жизнь. Развиваем своего ребенка умственно нравственно и физически! Восток-Запад", 2005.
- Дольто Ф. На стороне ребенка. Рама Паблишинг. 2009 и последующие издания.
- Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. Издательство, Генезис, 2024.
- Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники. Издательство Ресурс, 2018.
- История спорткомплексов Скрипалева / History of Skripalev's Sports Complex. Документальный фильм (2019).
- "Крепыш": спорткомплексы Скрипалева и закаливание в детском саду (архивные съемки 1999-2009 года, интервью с Олегом Скрипалевым 2019).
- Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки (Архивная копия от 8 мая 2012 на Wayback Machine). — М., 1989.
- Самый долгий экзамен (семья Никитиных). Документальный фильм (1977).
- Скрипалев В. До трех - на всю жизнь. Развиваем своего ребенка умственно нравственно и физически! Восток-Запад", 2005.
- Скрипалев В. Наш семейный стадион. Физкультура и спорт, 1986.
- Скрипалев В. И снова холод полюбить. Физкультура и спорт, 1988.