Здесь поперечный рукоход закреплен от стены к стене, а шведская стенка не встроена в каркас и прикреплена к стене отдельно. Единственный снаряд, который связывает ее с остальными - металлическая распорная перекладина, закрепленная от стойки шведской стенки к балке рукохода на высоте около 2,4 метра. Рукоход также находится на высоте около 2,4 метра. Потолки в этой комнате 2,96 метра. 

Подходит ли наш Прототип №2 только для малых габаритов спортивного комплекса? Вовсе нет. Ключевым условием его применимости является прямоугольная форма комнаты, которая по узкой стороне не должна быть больше, чем 3,5-3,6 метров (в идеале 3-3,2 метра). Тогда поперек комнаты между стен можно сделать рукоход и закрепить его либо креплением шведская стенка - шведская стенка без дополнительных опор в середине, либо вообще без шведских стенок креплением стена-стена.  Если комната квадратная, со стороной 4 и более метра, такое решение уже не подойдет, там нужны другие подходы к построению каркаса, которые мы рассмотрим отдельно. Если же комната прямоугольная, то на основе поперечных рукоходов можно собрать комплекс любой площади, вплоть до заполнения спортивными снарядами всей комнаты, если конечно, по длинной стороне комнаты не расположено много окон. Но и это уже другая история.

Снаряды комплекса:  

  1. Шведская стенка - 1 штука (высота 2,9 метра).
  2. Рукоход - 1 штука (длина - 3 метра).
  3. Балки навесные - 3 штуки.
  4. Сеть-гнездо - 1 штука (площадь 1,2 на 1,5 метра, итого 8 кв.м).
  5. Верёвочная лестница - 1 штука (можно временно заменить на лестницу-призму, если в доме есть малыш).
  6. Расширяющаяся лестница (лестница Скрипалева) - 1 штука.
  7. Лиана для прыжков - 1 штука.
  8. Гамак тканевый - 1 штука.
  9. Двойная трапеция Павлова - 1 штука.
  10. Канат - 2-3 штуки.
  11. Кольца детские - 1 пара.
  12. Перекладина взрослая на высоте 2,40 - 1 штука.  

Итого 12-13 снарядов на площади около 7,5 кв. метров, не считая потолочных балок, не имеющих самостоятельного значения.

Если у вас есть прямоугольная детская комната и крепкие стены (преимущество имеют кирпич и бетон, но нам приходилось работать и с другими материалами), то можно построить легкий каркас с минимальным количеством опорных элементов внизу (таких как шведские стенки и стойки) или даже вообще без них, причем на любой площади. В примере на картинке выше "освоена" площадь в 7,5 кв.м. в зоне прохода, причем в ней использована только одна шведская стенка. Отказ от тяжелых и габаритных шведских стенок, стоек и скалодрома приводит к значительному удешевлению конструкции, ведь именно эти элементы каркаса являются самыми дорогими. Этот каркас является одним из самых функциональных, многоприменимых и вариативных, а также простым и удобным в сборке. Каковы же его особенности?

Крепление поперечного рукохода и балок напрямую к стенам

Для того, чтобы поперечный рукоход и балки выдерживали вес взрослого (и любое амплитудное качание ребенка), мы используем строительные крепления для балок рукоходода и других балок в стену. Этот вид крепежа называется опора бруса внутренняя (в данном случае 50 на 100 мм) и рассчитан он на строительные нагрузки. К балке он фиксируется шестью саморезами с трех сторон. К стене - как минимум двумя "глухарями". Такой крепеж имеет запас надежности достаточный для безопасного и надежного крепления опорных балок и рукохода комплекса напрямую к стенам.  

Опоры бруса продаются в больших строительных супермаркетах. Они имеют мало эстетичный металлический вид. Чтобы они смотрелись более аккуратно, мы рекомендуем красить их краской по металлу в бежевый, белый или иной цвет, соответствующий внешнему виду комплекса. Сначала осуществляется крепление опор к стене, потом рукоход или балка вставляется сверху и фиксируется. 

Аналогичным образом к стенам крепятся продольные балки, на которые навязывается гнездо. Дополнительные поперечные балки или металлические перекладины могут крепиться друг к другу, дополнительно связывать и укреплять каркас и давать основу для подвеса снарядов. Альтернативой крепления рукохода и балок может быть их крепление к вертикальным стойкам, поставленным в распор между полом и потолком (если крепление к стенам по тем или иным причинам не возможно), но при прочих равных мы предпочитаем крепление к стенам распорному. Во-первых, крепление к стенам надежнее, во вторых, оно более применимо из-за существующей тенденции делать гипсокартоновые и натяжные потолки. Наконец, в третьих, прямое крепление в стены намного дешевле и "воздушнее", чем заполнение комнаты обилием вертикальных стоек и других вертикальных каркасных элементов. Но, про виды креплений в домашних спортивных комплексах мы планируем рассказать отдельно.  

Абсолютный приоритет раскачивающихся подвесных снарядов

Из методологии Скрипалева мы знаем, что у детей есть тяга воспроизводить 7 типов различных движений, среди которых раскачивание, прыжки, скручивание и балансирование доступны только на динамичных снарядах, имеющих значительный диапазон движений. На таком простом каркасе, где опорные элементы сведены к минимуму, подвесные снаряды получают первичный приоритет. На длинном рукоходе для них есть место, как и на поперечных балках.  Если хотите увидеть абсолютный и тотальный антипод этого комплекса, посмотрите на спортивный тренажер. Формально снаряды могут быть теми же самыми, а вот места, где можно покачаться и подвигаться, там фактически нет. Здесь же все наоборот.

Большие амплитуды для раскачивания

Наши многолетние наблюдения показывают, что по мере роста ребенка (когда ему уже не 4 года, а 6, 7, 8, 9, ...) ребенок нуждается не столько в большей высоте, сколько в большем размахе (амплитуде) движений. Вот именно здесь и проявится то, что на комплекс отведено не 3 на 7,5 кв. метров.

Ребенку должно быть куда раскачиваться, при том что раскачиваться он начинает до "полу-солнца". Отрыв комплекса от стен позволяет воспользоваться пространством комнаты для раскачивания. Как минимум два-три снаряда получают достаточный для подросшего ребенка диапазон. "Козырные места", конечно, находятся на рукоходе. Это либо места по центру комнаты перпендикулярно рукоходу, либо место по центру рукохода (по его ходу), где снаряд может качаться реально до "полу-солнца", не снося ничего вокруг. Если ваш ребенок все-таки цепляет при раскачивании стену или шкаф, то нужно поднять снаряд выше. Залезть на него становится сложнее и он сохранит свой вызов. Амплитуда раскачивания при этом автоматически уменьшится.

Высокая вариативность

Когда мы испытывали возможности этого каркаса, мы как то ради интереса начинали каждый новый день с того, чтобы что-то перевесить, сохраняя при этом некоторую оправданность и логику взаимосвязей (чтобы лазить было интересно). Каждый день в течение как минимум двух недель мы вешали что-то из снарядов по новому и комплекс в системе начинал работать иначе (причем многие из этих вариантов признавались удачными).

Нам никогда не удавалось достичь такой вариативности на более сложных каркасах, они своей более "заданной формой" в значительной степени простраивают логику использования подвеса. Здесь же эта логика может трансформироваться существенно. А внести эти изменения может сам родитель, становясь вместе с ребенком, соавтором процесса и увеличивая и без того высокую вариативность переходов. Для того, чтобы поощрять эту свободу творчества в родителях мы стали отказываться от использования колец-саморезов и рымов для подвеса снарядов, завязывая их напрямую веревками к балкам. Да, вид у таких креплений менее эстетичный. Зато снаряды  можно бесконечно перевешивать, не оставляя следов. Не просто регулировать по ширине или высоте, а именно перевешивать, менять их роль и смысл в системе. Некоторым родителям это нравится: наблюдать за детьми и вместе придумывать чт0-то новое для новых заданий и переходов.

Большое квадратное гнездо

Именно в этом простом каркасе открываются незаурядные возможности для гнезда. Многие родители стремятся построить своим детям двухэтажную кровать или кровать с чердаком или сделать другую высотную площадку для игр, чтобы увеличить площадь и усложнить мир детской комнаты. Эту же функцию (и не только эту) выполняет сеть-гнездо, которое в данном каркасе может достигать впечатляющих размеров.

Неожиданные акценты

Дети, которые только учатся лазить, редко используют канат. Это один из относительно поздно осваиваемых снарядов комплекса, если конечно на завязать у него внизу петлю, чтобы он мог служить качелью. В этом смысле прекрасная провокация, чтобы "загнать"  уже лазающего ребенка на канат канату - это повесить канат в такое место, где он абсолютно необходим. Например, в конце рукохода, который "никуда не ведет", в смысле не заканчивается шведской стенкой. Или в таком месте гнезда, где по канату из гнезда можно залезть или вылезть. То, есть, если малышу на первой фазе лазанья канат должен создавать простой пусть вверх (по шведской стенке) и быстрый вниз (по канату). А малышу на второй фазе лазанья (руки уже окрепли), этот снаряд должен быть нужен функционально. Если в каком-то месте, где нужно наверх или вниз, нет простых путей, то ребенок научится лезть туда по канату. Так можно усиливать или ослаблять роль любого снаряда, перемещая его по каркасу.  

Этот каркас легко может быть нарощен

Надо ли говорить, что такой каркас, состоящий из одной шведской стенки, одного рукохода, трех балок и подвесных снарядов из палочек и веревочек, является относительно недорогим. Особенно если вы согласитесь крепиться к стенам. Но представьте, что со временем у вас появились свободные деньги и желание расширить эту систему. Как это можно сделать? Запросто. Можно осваивать стены (в данном случае пустые), разместив у них дополнительные шведские стенки, скалодром или гладиаторскую сеть. А можно осваивать потолок, поместив под ним еще один рукоход (например, тоже поперечный) и "накинув" новые балки (возможно с сетью) между ними. Таким образом комнату можно со временем превратить в спортивную (если у вас частный дом и нет дефицита места). А развитие и расширение системы пойдет постепенно и будет ребенком освоено.  

И наоборот: место в комнате легко может быть освобождено

Есть и обратная задача. По случаю освободить комнату, чтобы внизу стало совершенно пусто, для гостей, какой-нибудь игры или стройки большой железной дороги, ну и мало ли еще под какие цели. В этом случае уборка снарядов наверх, занимающая 5 минут, будет полной расчисткой комнаты. Ведь нет центральных стоек и опор, которые занимают пространство по вертикали. Комната через 5 минут станет действительно свободной.

Интересные высотные элементы

В этом комплексе рукоход, сеть-гнездо и взрослая перекладина на высоте 2,40 м являются интересными высотными элементами. Если рукоход подвешен хотя бы на расстоянии 40-50 см от потолка, ребенок будет стремится со временем залезть и проползти по нему сверху (и это ему легко удается). Взрослая перекладина на высоте 2,40 метра, если она хорошо висит, на проверку оказывается не такой уж и взрослой. Ну, а рукоход дети научаются использовать самыми разными способами, проходя его обычным образом, через ступень или даже задом на перед. Если же в сеть-гнездо нет простого пути по шведской стенке или гладиаторской сетке, тем лучше, значит ребенок освоит лесенку Скрипалева и будет чувствовать себя более уединенно, ведь взрослый не полезет за ним туда просто так, проходя мимо (просто так проходя мимо по лесенке Скрипалева не залезть).  

Резюме

Итак, совершенство - в простоте. Простой каркас может быть исключительно эффективным. Он многоприменим и хорошо адаптируется к комнатам прямоугольной формы. Может занимать угол комнаты, зону на проходе, зону по центру комнаты (если комната узкая и длинная и разделена по длине на две-три зоны). Может иметь полностью "освоенные" стены или вообще обходиться без пристенных снарядов. Главная особенность этого каркаса в том, что в нем выходят на первый план и солируют подвесные снаряды, а уровень гнезда и балок поднят на высоту от 2,10 до 2,50 метров и не загромождает в комнате "кислород". В результате много чему находится место. Здесь есть простор для больших сетей-гнезд. И здесь много возможностей для того, чтобы родители были соавторами вариантов и изменений в подвесе снарядов. И это можно и нужно делать -  вносить изменения. Ведь, как говорят, "Если хочешь что-то, чего у тебя никогда не было, придется делать что-то, что ты никогда не делал".