Маркетинговый удар производителей готовых спортивных тренажеров по родительскому сознанию рассчитан точно: почему бы не купить готовый спортивный тренажер за весьма разумные деньги (на текущий момент от 130 до 300 долларов США в рублевом эквиваленте в зависимости от размера и комплектации), чтобы ребенок получил максимум снарядов на одном квадратном метре? Вмонтировать его с шестью опорами-распорками между полом и потолком, поставить галочку "выполнено".  И дело с концом.

Есть 30 причин "За" то, чтобы купить такой тренажер и только одна причина "Против": ребенок на них не лазит.

Мы можем, конечно, "приложить" к тренажеру инструктора или тренера, который со свистком будет стоять рядом за n-долларов в час и мотивировать,  давать задания, поощрять. Тогда ребенок  будет заниматься (но не лазить, прыгать или играть).

Замечаете специфику рекламной компании производителя? Акцент делается на технологии, новых материалах, ассортименте. Мало внимания 1. Психологии, интересу ребенка, формирующим эффектам лазанья и 2. Специфике конкретных снарядов (кроме надежности), она практически не обсуждается вообще. Например, мы видим из описания диаметр несущей конструкции (42 мм), но не видим диаметра перекладин и их шага. Действительно, зачем родителю эти детали знать?

Назовем эту идеологию разработки тренажеров "технологический подход".  К безопасности, к лазанью, к оборудованию в детской.  Если нашему ребенку 15 лет, и он занимается спортом или заоблачно озабочен привлекательностью своего тела, то почему бы и нет. А если ему пять? Пятилетка быстро потеряет к этой конструкции интерес. А если ребенок не лазит и не пользуется ею больше 5-10 минут подряд, мы можем списать это на его собственные (ребенка) особенности: "Вот, мы для него все сделали, а ему не интересно!" И хорошо, что купили готовый тренажер, не стали заморачиваться. А то он полазил неделю и забыл про него, а мы потратили деньги, мучались, устанавливали. А интереса нет.

Маленькому ребенку нужен не велотренажер, а велосипед.

Зачем строить что-то еще? Тренажер отличный.  Одни альпинистские веревки с усилением до 1000 кг чего стоят! Красота! Жаль, что без дела стоят... Неужели тут что-то может не понравиться? Это же 21 век: технология, современные материалы, пластиковая подкладка предохраняет потолок от повреждения. Уплотнительная катушка убирает зазоры между трубами разного диаметра. Заводская цифровая гибка трубы делает трубы скругленными, без замятия радиуса! Это вам не какая-то доморощенная сварка оцинкованной трубы, не палочки на веревочках, не допотопные турники!  А если кому не нравится холодный металл в своей квартире, не огорчайтесь, почти все тоже самое есть и в дереве. Снаряды и распорки те же, но опоры выполнены в дереве! Силовые характеристики и подгонка деталей без люфтов очень качественна. Задумка во истину впечатляет. Жаль, что ребенок не понимает своего счастья. Перестал на эту конструкцию внимание обращать, стоит без дела у него в детской, хорошо еще, что занимает всего один квадратный метр.

Ребенок на тренажере ведет себя как маленький взрослый. Маленькому ребенку нужен не велотренажер, а велосипед. Спорткомплекс для ребенка должен предоставлять возможности играть и лазить, а не задавать формат тренировки и упражнений. Поэтому Скрипалев для разработки своих комплексов изучал не спортсменов и чемпионов, а наблюдал за детьми и классифицировал любимые детские движения - висы, катания, качания, раскручивание, равновесие, прыжки и собственно лазанье. Отличие детского спортивного комплекса для от спортивного тренажера такое же парадигмальное, как отличие езды на велосипеде от велотренажера. Нельзя заменить одно другим. Можно использовать тнеражер для кардиотренировки или для развития заданной группы мышц, но не для целостного развития тела, формирования интереса к движению, развития спонтанности и креативности, как это делает полноценный детский комплекс. 

Когда мы смотрим на такие изделия, первое что приходит на ум, что к ним должна прилагаться инструкция по лазанью. Тренажер задает канву. На перекладинах можно выполнить уголки, подтягивания и висы. По 10 штук. На колечках - уголки и висы. По 10 штук. По сетке можно залесть наверх и слезть вниз. По канату - тоже. Гладиаторская сеть будет тугой и не растянется ни на сантиметр за всю вашу жизнь.  И, если вы весите 150 кг и захотите показать своему чаду, что заботитесь о нем, вы можете тоже залесть и слезть, комплекс от этого "даже не пикнет". Надежно. Безопасно. Скучно. Все стыки заделаны, швы совершенны. Что на нем делать? Упражнения! Первое, что испытает ребенок: желание все попробовать, подвигать, испытать. А дальше что? Ему быстро надоест.

Когда-то Владимир Скрипалев  посчитал, что у детей есть 7 любимых типов движений, которые они готовы бесконечно осуществлять в процессе игры и движения.  Это висы, качание, катание, прыжки, балансирование, вращение,  и собственно лазанье. Есть еще нюанс, обычно выносимый за скобки. Дети еще любят придумывать. Фантазировать. Изобретать.  А здесь? Здесь точно можно висеть и лазать (вверх - вниз), ну можно, наверное,  даже залезть к потолку и оттуда спрыгнуть на пол. Не так, конечно, как прыгают на лиане для прыжков, но тоже можно. Будет намного удобнее, чем прыгать со стола или со шкафа. Тем не менее, четыре типа движений из 7-ми здесь выполнить почти невозможно. Вращение, качание, катание, равновесие. Ведь даже то, на чем обычно качаются (веревочная лесенка, кольца, канат), так скомпановано и так висит, что раскачаться то собственно некуда.

Есть не только парадигмальные различия. Есть и мелочи. Заметен уход к общей технологичности от обсуждения удобства отдельных снарядов. Мы не видим из описания "30 причин За" ни диаметра горизонтальных труб, ни шага ступеней шведской стенки (судя по количеству ступенек, шаг слишком большой для детей). Не видим материала сети и ступеней веревочной лестницы. Декларируемая технологичность всей конструкции отвлекает внимание от параметров снарядов,  заставляет не задавать лишних вопросов, купить все. Но зачем ребенку "кольцо из ударопрочного пластика с удобным захватом", даже если оно стоит всего 590 рублей? Ведь в природе есть гимнастические кольца, взрослые и детские, лучше, конечно, деревянные, круглой не формованной формы. И дети их любят, потому что на них можно не только висеть, но и сидеть, просунув в них ноги и качаться как на качелях, а потом из них вылазить и снова висеть. А что можно сделать на этих кольцах? Их функциональность урезана, упрощена. Ведь это упрощение очень вариативного снаряда, который "загоняют в другой сценарий".  Но это все-таки детали. Главное другое.

Вся эта история похожа на переключение в другую систему координат. Это не детский подход, а утилитарно взрослый. Из области экономии: усилий, времени, места, денег. И он наводит на упражнения, выполняемыми на "раз-два-три", а не на спонтанное лазанье. То есть, если ваш ребенок ходит в спортивную школу, там продвинут и просвещен и знает, как из виса поднять ноги уголком и покачать пресс, то он сможет повиснуть тут и его покачать. Это не комплекс для игр. Это тренажер для выполнения ограниченного набора заданий. Почему ограниченного? Потому что снаряды зажаты на исключительно маленькой площади и исключают раскачивание. Потому что это подход, при котором экономия места возведена в культ. Мы же ищем баланса: место жалко, поэтому оно должно обживаться и использоваться. Ни один снаряд не должен висеть без дела. Развивающая среда спортивного комплекса должна провоцировать ребенка использовать все снаряды (помните: с каждого снаряда можно перейти на два других, с тех - еще на два других и так далее, до бесконечности).  

Подход к домашнему спорткомплексу с позиции ребенка другой. И Скрипалев опережает сегодняшнюю индустрию в понимании этого. Пример подвеса снарядов так, чтобы они "работали": здесь обозначено лишь 9 снарядов, но у ребенка есть более 5000 (!) различных цепочек перелазов между снарядами и он может лазить долго, без труда находясь на комплексе, например, час времени, ни разу не спустившись на пол. Обратите внимание, что площадь этого комплекса в целом небольшая - около 2 квадратных метров, но она расширяется в моменты, когда ребенок лазит, за счет раскачивания. Таким образом, если у вас есть спортивный тренажер, он может быть использован вместо стоек с перекладиной как одна их опорных точек вашего комплекса. Вы можете добавить пару потолочных балок и вынести из тренажера обвес, а также добавить пару снарядов диагонального крепления (таких как лиана и расширяющаяся лесенка), что создаст для ребенка сложную и высоко вариативную систему. В такой системе ребенок лазит по собственному импульсу, без контроля и принуждения.

Пока из-за идеологической ограниченности мы  не нашли себя в традиции спортивных тренажеров  большой пользы применительно к детям. Но потенциально эта польза есть. Наиболее интересный элемент этой истории - опорные стойки. Если бы к ним прилагались регулируемые по высоте перекладины, это мог бы быть отличный вариант опор для индивидуальной домашней конструкции. Если бы выносные трубы сверху были больше по длине, их можно было бы рассматривать как аналог балок. То есть интересно было бы, используя технологические элементы современного производства, иметь возможность собрать под свой проект и свои габариты опорную конструкцию различной конфигурации. Это был вы замечательно качественный и легко собираемый вариант для проектирования индивидуальных комплексов и их самостоятельного изготовления.

К сожалению, пока настолько простых тренажеров, чтобы использовать их в качестве опор (без лишнего обвеса) или в качестве конструктора макета своей конфигурации ("собери сам") в каталогах производителей мы не нашли. При этом конкретные снаряды (шведские стенки, кольца, гладиаторские сети, веревочные лестницы) лучше подбирать отдельно, чтобы они были пусть менее технологичны, но более удобны и экологичны.  И следующим шагом развития таких конструкций для нас, думающих родителей, хотелось бы видеть не их усложнение до уровня "напихаем 20 снарядов на квадратный метр", а их крайнее упрощение до уровня "вот вам конструктор из опор, балок и соединительных элементов" - соберите из них конфигурацию для своей квартиры и навесьте туда все, что хотите. Вот тогда б цены этой технологичности не было.