Бытует несколько мифов, имеющих отношение скорей к маркетингу, чем к методологии детского лазанья. Наиболее характерный из них - миф про эффективность К-лесенок. Интересно было бы исследовать историю вопроса, если бы она была: кто и когда придумал эту конструкцию и почему она ошибочно считается такой уж эффективной и безопасной. К сожалению, как вы будете гуглить: "методология к-лесенок", "обоснование к-лесенок", "история к-лесенок" - вы ничего не найдете. Обоснования этого мифа нет, он выдан не критично, никакой методической базы, исследований или хотя бы теории под ним не существует.

Конструируем из наклонных поверхностей, чтобы ребенку было проще удерживаться на высоте. Даже малыши могут долго стоять на наклонной поверхности, опираясь на ноги и руки одновременно.

Почему? Откуда это взято? Да ни откуда, нужно поверить на слово. Конечно, когда-нибудь будет разработана и другая, альтернативная Чистовым-Павловым и Скрипалёву методология. Когда-нибудь мы обязательно проведем специальное сравнение наших подходов, но для этого нужно найти в интернете, публикациях и статьях хотя бы какие-то упоминания об авторах альтернативы. Беда в том, что в настоящий момент, если она существует, то в чьих-то головах, в опубликованных источниках ее нет. Хотя эффективность К-лесенок противоречит и бытовому опыту, и здравому смыслу, но сотни людей не подвергают ее сомнению, видя красивые лесенки в рекламных буклетах или на ярмарке мастеров. Итак, в чем же с ними проблема?

Миф 1. Лестница - это главное в комплексе.
Факт:  Громоздкая К-лесенка и подменяет собой весь комплекс.  Базовый снаряд для ребенка - вовсе не лестница  

Шведская стенка - хороший спортивный гимнастический снаряд. Это не обязательный и хронологически не первый снаряд в жизни ребенка, можно обойтись без него и тоже будет здорово.  При этом он отлично работает как гимнастический для подростков и взрослых. А для детей - это транзитный снаряд. Залезли до нужного уровня, перешли на подвесной снаряд, приступили к переходам. Мы уже писали раннее в специальных статьях, что если детям предоставлены альтернативы, на шведской стенке они будут находиться меньше 3% общего времени лазанья. Почему? Тоже очевидно.  Остальное время будет посвящено другим любимым детским движениям -  качанию, катанию, прыжкам, балансировке, скручиваниям, собственно лазанью (как перелазам между снарядами) и висам.  Из этих движений раскачивание (на качелях, трапеции и подобном), балансировка, скручивание - очень амплитудны. Они требуют места, где развернуться.

За видимой красотой наклонных конструкций скрывается их ограниченность. 

Если у вас есть всего 1,5 квадратных метра на комплекс и вы имеете возможность дать своим детям только один снаряд, смело выбирайте йога-гамак с ручками, он по себе маленький спортивный комплекс. В нем вы получите намного больше возможностей для реализации любмых детьми движений. Как минимум, на нем можно качаться с амплитудой до 2 метров (в висе, сидя и стоя), вывешиваться вниз головой, балансировать, лазать (с использованием ручек), скручиваться, прыгать и растягиваться.

Йога-гамак с ручками как альтернатива спортивному комплексу, если у вас ограничено место или средства. 

И стоит дешевле любой К-лесенки, и менее громоздкий, и его легче просто снять и убрать (завязать узлом). Да, его надо повесить не у стены, а на проходе. Но он мягкий, в него не врежешься. Стены будут свободны для стеллажей, картин, зеркал и других жизненно важных вещей.  Йога-гамак дешевле, в конце концов. Другим альтернативным снарядом в базовом варианте могут быть кольца.

Они не так универсальны, зато они безусловно очень спортивные,  самые популярные и исключительно полезные как соло, так и в составе системы и менее требовательны к окружающему пространству (их можно с большим успехом повесить в коридоре).

Миф 2. На К-лесенку много всего можно навесить.
Факт:  К-лесенка мешает раскачиваться снарядам.

Зато К-лесенка такая большая и заметная, гордые родители могут  смело поставить себе "плюсик": они позаботились о своем ребенке. Да, комплекс в доме очевидно есть. Ну есть и что дальше? Дальше мы упираемся в линейную систему, которая заведомо ограничена (потому что не включает 3-х мерное мышление, не дает пространственных переходов, не работает в трех плоскостях). И около стенки у нас не метр квадратный съеден, а больше, потому что боковое раскачивание в направлении стоек невозможно, оно сдвигается в зону рукохода-выноса, а это, как правило, вдоль линии. Есть ли тут 1,5 метра свободными вперед и столько же назад, необходимые для дейтсвительно амплитудной качели?  

Навесное оборудование на таких лесенка вступает в конфликт со стойками и друг с другом. Диск-качель в норме работает на 360 градусов и требует амплитуды 1,2-1,5 метра. Кольца слишком низки для подвеса и не сбалансированы по высоте. Все вместе врезается в наклонную поверхность лазательной части.

Повесим на рукоход кольца, веревочную лесенку и канат. Круто! Лазанье свелось к схеме вверх-вниз, по рукоходу до колец и на них побалансировать (ударившись в стену или запутавшись в смежном подвесе). Дети, конечно, скажут спасибо и за это. Но куда им тут переходить? В какую сторону качаться?  Где тут вариативность из 5000 маршрутов на 3,5 квадратных метрах как у Скрипалева? Очевидно, что комплекс с К-лесенкой вводит в заблуждение, он более массивный, но менее вариативный. При внимательном взгляде это очевидно. Но это еще не все.

Миф 3. К-лесенка хороша для лазанья.
Факт:  Для спортивных целей К-лесенка слабо пригодна.

А как вы думаете? Вертикальная шведская стенка не претендует на удобство, но она однозначно претендует на спортивность. На ней можно повисеть, сделать уголок, приставить к ней горку и сделать упражнения на пресс, на ней можно делать захваты и удержания любой сложности, на ней удобно тянуться на шпагат, ее можно использовать как аналог станка в танцах, заниматься на ней гимнастикой и воркаутом, вспомним легендарный "флажок". Ага, поняли мысль?

Когда ваш ребенок перевалит за волшебный рубеж 5-6 лет и пойдет заниматься в спортивную секцию, хорошая шведская стенка будет ему подспорьем и это не ограничено по возрасту, вплоть до взрослых лет. Упражнений для шведской стенки великое множество. А к-лесенка? Почему нет? Почему бы не перекрепить ее и не поставить вертикально, сняв страшненькие боковые стойки, если они там есть?  А потому что ее сделали не для этого. Сама она низковата и ступеньки редковаты, верхней вообще, как правило, нет. Да и росточком не вышла, прямо скажем, не до потолка, подросшему ребенку будет некуда лезть, а взрослому - не поджав ноги не повисеть. Захочется поменять этот снаряд на нормальный спортивный, чтобы не разбазаривать ценное в доме место. Ок, все понятно? Или еще про удобство поговорим?

Миф 4. Наклонные поверхности удобнее для подъема, чем вертикальные.
Факт:  Вертикальные удобнее для спуска вниз.

Вы правда думаете, что К-лесенка удобна? Ой-ой. Мы видели, как по ней лазят малыши. Мы могли бы опубликовать фото, да не хочется с чужих сайтов их брать, погуглите сами. Открячивают попу. Поза не спортивная и видно, что не слишком удобная. Попробуйте сами залезть куда-нибудь по чердачной лестнице с тонкими и довольно редкими ступенями. Помог ли вам этот наклон? Или знакомое цепкое движение по вертикали все-таки покажется вам удобнее? Поняли намек? Или нужен еще напоследок контрольный в голову?

Миф 5.  К-лесенки безопасны.
Факты:  Идеология "перил" построена не на ответственности ребенка. Наклон провоцирует подъем раньше, чем ребенок физиологически готов к спуску. Затруднены прыжки вниз.

Ведь еще один аргумент, конечно, будет про безопасность. Что К-лесенка ограничивает высоту. Ну, тут уж мы с вами, ребята, кардинально разошлись, если вы ставите в безопасности на такие ограничения. У нас подход другой. Основанный на поэтапном делегировании ребенку ответственности за свою безопасность, начиная с младенческого возраста, при условии отсутствия провокаций со стороны взрослых. Внешний ограничитель не сработает, если ребенок лазит без включения мозгов, улететь с К-лесенки тоже можно, причем у нее есть часть с отрицательным наклоном, так что можно полететь затылком вниз. Чтобы не улетать с таких лесенок, надо осваивать их постепенно, когда первичная тренировка проходит на падениях 1 года жизни, а потом - на снарядах нижнего уровня (низко подвешенных колечках, трапеции, матросской лесенке, гамачке). Это основные снаряды для ребенка 2-3 летнего возраста.

Шведская лесенка приходит позже и, если у ребенка много всего интересного в доме, он не будет на нее спешить, без внешних провокаций он просто будет ее игнорировать. Даже если растет с рождения с нею в доме (так происходит со всеми вторыми и последующими детьми). Но когда малыш, которому давали тренироваться с падениями на уровне земли, полезет вверх, его ручки будут крепкими с большим запасом, а в теле будет опыт того, как безопасно падать. И вопрос падений со шведской стенки даже не встанет (встанет правда вопрос прыжков, если рядом лежит матрасик, мат или коврик). И, кстати, прыгать с К-лесенки тоже не удобно.  Ведь нужно прыгнуть не вниз, а сильно вперед.

Резюме  

К-лесенкам - нет. Наклонные лестницы имеют право на жизнь в качестве чердачных, туда им и дорога. Если хочется такую включить в состав спортивного комплекса - на улицу, там места не жалко. Только пожалуйста вместе, а не вместо вертикальных.  В домашних условиях мы категорически не любим наклонные шведские стенки и считаем их не грамотными. Если к нам приходит человек, который на них настаивает, мы отправляем его к альтернативному производителю, который в них верит, любит их и делает, но, к сожалению, методологического обоснования для этого нет.

Референсы

  1. Все о шведских стенках. Обзор. Параметры. Специфика: дома, на улице, в спортивном комплексе и соло.