Вводные. Вот еще одна интересная мансарда, где были использованы собственные конструктивные особенности помещения, чтобы встроить в него комплекс. Довольно большая (3480 на 4750 мм) и очень высокая (в самом низком месте 2880 мм, в самом высоком - 3850 мм) мансарда, вдоль которой на высоте 2450 мм идут три несущие балки, расположенные на несимметричных расстояниях от стен и друг от друга. Комната не была бы очень уютной, если бы не удалось использовать ее высоту. Но, когда удалось обжить ее вверх, то она стала действительно удивительной. Мансарда была предназначена для двух пока очень маленьких мальчиков (1 год и 3 года), в ней, кроме комплекса, нужно было расположить только кровати и большую столешницу со стеллажом.  

Конструктивные особенности спортивного комплекса Скрипалевых-Павловых для этого случая:

1. Итак, основная примечательная особенность этой мансарды - несущие балки на высоте 2450 мм. Сразу бросается в глаза, что балки как будто созданы, чтобы построить на них комплекс. Ведь даже к ним напрямую, снабдив их несколькими перемычками, можно было бы навесить большое количество снарядов, а над ними есть достаточно места, чтобы построить для детей второй этаж на будущее в том или ином виде.

2. Мы начали проектирование этой комнаты со спальных мест. Родители захотели, чтобы одна из кроватей была довольно широкой (чтобы можно было читать детям на ночь или оставаться с ними при необходимости). Чтобы не сужать комнату, широкую кровать мы предложили поставить слева у двери. Поскольку она попала в самую высокую часть комнаты, то именно над ней и в ее габаритах мы предложили надстроить площадку и домик. Вторую кровать мы расположили вдоль длинной стены максимально близко к окну.

3. В игровых целях мы предложили сделать один закрытый домик (с лазами на три стороны) и одну открытую площадку. Домик был заложен в более широкий интервал между балками, его пол по уровню совпадает с нижним краем балок 2450 мм от пола. В своей высокой части высота домика составляет 1265 мм, его понижение незначительно (он находится в области козырька крыши), габарит домика 1730 х 1400 мм по внешнему периметру (внутри он меньше на толщину балок). Из трех дверок домика только одна ведет действительно вниз. Одна выходит на площадку. Другая - в сеть-гнездо, третья смотрит на шведскую стенку, по которой из домика можно слезть непосредственно на пол. Около каждого из лазов есть ручки, чтобы лазами было проще пользоваться. Площадка имеет размер 1400 х 1040 мм, третья балка, расположенная рядом со стеной, дает площадке своеобразную "полочку" для игр и вещей, а зазор между третьей балкой и стеной безопасен (в него не упадешь и ничего крупного не уронишь).

3. Далее нужно было определить поперечные балки (чтобы снаряды могли висеть не только вдоль, но и поперек комнаты, чтобы они могли быть "завязаны" в трехмерную систему. В качестве таких балок выступили два (!) поперечных рукохода, расположенных к строительным балкам так близко, как это конструктивно возможно. Нужно было тщательно продумать где и какие в рукоходах должны быть лазы, чтобы "связать" воедино первый и второй этаж комплекса, чтобы получилось с нижних снарядов попадать наверх, а рукоходы стали обитаемыми и сверху, и снизу. В возрасте 5-7 лет, когда дети активно осваивают рукоход, они любят не только ходить по нему на руках, но и ползать сверху и нужно продумать баланс, между местами, где нужны ступени и местами, где будут лазы.  

4. Незаурядная высота комнаты должна была особенно "заиграть" на пристенных снарядах. Скалодром, гладиаторская сеть, шведская стенка - все эти снаряды планировались "в потолок". Особенно "повезло" скалодрому, который, за счет огибания балки, приобрел участок с отрицательным углом. Мы предложили сделать большие и ухватистые зацепы для этого участка, и, чтобы облегчить пользование скалодромом, привели к нему на высоте около 2500 мм высотный турник, а мимо него (с потолка) спустили канат, проходящий также мимо площадки (чтобы можно было с площадки по высотному канату соскальзывать).

5.  Далее встал вопрос интересной "начинки" для нижней части комплекса, ведь именно первый этаж будет активно использоваться маленькими детьми в ближайшие 2-3 года. Здесь на балках комплекса и строительных балках мы развесили самые разные интересные снаряды: разнообразные лесенки, гамак, кольца, трапеции, лианы, канаты и качель-досточку. Мы не будем подробно останавливаться здесь на специфике их подвеса и их работе, потому что они подробно описаны сами по себе и для других комплексов. Достаточно сказать, что гамак, кольца, трапеция и матроссская лесенка - это снаряды, которые работают уже с года (при подвесе по росту ребенку). Эти и все остальные снаряды продолжают быть интересны ребенку весь период лазанья.  

6. Сеть-гнездо в комплексе расположено в промежутке между двумя рукоходами и строительными балками. Довольно простым, хоть и требующим сноровки, путем в гнездо является гладиаторская сеть (надо перелезть через балку справа). С другой стороны в гнездо можно перелезть из домика. С третьей стороны к нему подходит лесенка Скрипалева, хотя это, конечно, уже путь для смелых (в норме это 4-5+ лет).  Лесенка Скрипалева приходит как раз в угол между гнездом и площадкой, то есть может служить путем в оба эти пункта назначения на "2 этаже" комплекса. В целом в это гнездо сложнее попасть, чем в обычно (потому что строительные балки больше обычных по размеру), но все-таки простой путь из домика мимо балок для гнезда остается.

7. Под потолок выведена дополнительная балка между площадкой и турником, к которой прикреплен канат на всю высоту высокой части комнаты (около 3,8 метра). Это сделано для облегчения использования скалодрома и площадкой во втором этаже.  Повторяем, что шведская стенка, гладиаторская сеть и скалодром работают на всю высотку комнаты, до потолка. Это сделает комплекс актуальным даже в подростковом возрасте, когда домик и площадка могут стать своего рода "тайником" и местом уединения.  Комплекс имеет очень большой запас "на вырост".

8. Несмотря на видимую сложность можно узнать в этом комплексе типичные черты комплексов с поперечным рукоходом. Ключевых особенностей у таких комплексов две: (а) Возможность легко и просто за несколько минут закинуть все снаряды наверх и полностью освободить низ комнаты для игр и других занятий (поскольку внизу нет громоздких каркасных конструкций по центру комнаты), (б) Многовариантность подвеса, возможность постоянно перевешивать снаряды и добиваться этим самых различных эффектов.

9. Хочется еще написать про то, что мы продумали до мелочей адекватную подстветку комнаты. Подстветка комнаты решена за счет множества направляемых светильников спотов (одинарных и двойных). Локальный точечный свет выведен в четыре зоны: к обеим кроватям, над зоной площадки и внутрь домика. Верхний свет (над площадкой и домиком) включается как наверху, так и внизу комнаты (чтобы не попадать в ситуацию, когда взрослым нужно лезть наверх только для того, чтобы выключить свет, оставленный по ошибке или детям лезть вниз, чтобы включить себе свет, когда стемнело).  Кроме того, электрика под светильники-споты выведена на балки в трех линиях. Одна линия из 3 светильников в зоне окна (свет с балок вниз комнаты), вторая линия из 3 светильников под домиком (свет с балок в зону широкой кровати) и свет от потолочных (находящихся на высоте около 3,5 метров)  балок собственно в зону комплекса.  Этот последний свет локализован выше других (как бы с третьего этажа комнаты на второй), это усложняет пространство комнаты и позволяет осветить зону гнезда, светильники же снизу балок в этой зоне помешали бы гнезду, находясь с ним в одной линии.

Подводя итог этому проекту, хочется сказать про смелость этих родителей. Далеко не все родители малышей 1-3 лет доверяют чутью своих детей настолько, чтобы строить сразу высотный комплекс на вырост, закладывая в комплекс малышей потенциал для лазанья подростков. Особенно это касается тех, у кого растут первые дети. Потому что когда высотный комплекс в квартире есть и рождается новый малыш, то ему приходится расти рядом с лазящими старшими и, как правило, он начинает лазить немного (или намного) раньше, чем его сверстники, не имеющие братьев и сестер. Сами мы имели такой опыт, когда комплекс строится для ребенка не полных 2-х лет и закладывается на перспективу. И мы знаем, что родителям в этой ситуации  нужно тренировать свое терпение, чтобы не провоцировать ребенка делать то, к чему он пока не готов и дать ему время самому созреть до высот, не подгоняя и не поощряя на них подниматься. Такие дети, оставаясь осторожными, но становясь крепкими и ловкими, когда-нибудь еще вознаграждают родителей за проявленное терпение тем, что растут прекрасно развитыми и не склонными к травматизму. Мы верим, что у этой семьи это получится.