Для города такие решения являются нонсенсом: в многоквартирных домах редко бывают настолько большие помещения, тем более под детскую. Но к нам обращаются семьи, имеющие коттедж и не стесненные в пространстве. У них огромные залы, иногда с 2-3 окнами. Рассмотренные в этой статье случаи объединяет большое (как правило квадратное) пространство с большим количеством окон (двумя и больше) и невозможностью разместить каркасные элементы только вдоль стен, необходимостью усиливать каркасную основу центральными стойками или оторванными от стен шведскими стенками.
Случай 1. Екатеринбург. Большой комплекс для маленькой девочки
Этот спорткомплекс был сделан для маленькой трехлетней девочки. И мы провели немало часов, чтобы его придумать и сделали для этой комнаты несколько принципиальных эскизов. Пока не поняли, что при всем богатстве выбора вариантов то почти нет. А теперь, чтобы понять сложность и интересность проблемы, давайте посмотрим на нее сверху. Представьте, что у вас есть для детской большая светлая комната. С одной из сторон этой комнаты расположена дверь (к сожалению, как правило она бывает открывающейся внутрь). С других двух стен - огромные окна. Единственную свободную от дверей и окон стену, естественно, есть соблазн сделать особой (магнитно-маркерной или, как в данном случае, грифельной - на ней можно рисовать мелом). Ну, хорошо, если при этом вы решите не использовать натяжной или гибсокартоновый потолок, и сохраните старое доброе сочетание бетон+штукатурка. Это позволит поставить хотя бы одну центральную стойку опору в распор, без которой в данном случае вам не обойтись. Если же нет - придется вам изобретать изощренные способы крепиться в бетон через гибсокартон. Но умелые строители тут вам вполне помогут. Оставим пока в стороне изыски крепежа таких каркасов, давайте содержательно рассмотрим их потенциал и интересность.
Характерной чертой споркомплексов Чистовых-Павловых, установленных в больших квадратных комнатах, является наличие стоек-опор и диагональных балок. Практическим следствием таких габаритов и неизбежных для них опорных стоек, является возможность установить в домашних условиях горизонтальную поясную перекладину. Хорошая цена за необходимость немного загромоздить пространство. Дети любят перекладины и для висов, и для "насестов", и для кувырков. Приоритетные места у окон оставляем свободными для игр, чтения и других занятий. Почему?
- У окон светло и это важно для других занятий. Лазить можно в полумраке. Совершенно не важно, как подсвечена зона комплекса, лазанье по природе своей тактильно, ребенок не столько видит окружающие его снаряды, сколько осязает их всем телом и другими органами чувств. Чего нельзя сказать о чтении, уроках, играх в мелкие конструкторы и даже сне (которому окно хорошо не столько с точки зрения света, сколько с точки зрения близости свежего воздуха).
- Качаться на амплитудных снарядах в непосредственной близости окон с точки зрения безопасности не правильно. Стекло бьется. При прочих равных лучше шмякнуться об стену, чем об окно.
- Каждый раз, проходя мимо снарядов, ребенок будет на них висеть или качаться. В зоне прохода снаряды так и лезут в детские ручки. Ненавязчивое напоминание "повиси" происходит 200 раз в сутки само собой.
- Ну и просто уютнее. Рядом с окном проще создать очаги уединения и содержательной активности, чем около дверей. Спорткомплексу уединение не требуется. Если через открытую дверь лазанье будут наблюдать родители - тем лучше.
Диагональные балки. Гнезда трапецивидной формы. Мы любим сети-гнезда. Мы не представляем без них современное поколение спортивных комплексов. Мы стараемся, чтобы гнездо было в каждом разработанном нами комплексе, ведь это и зона релакса, и пункт назначения для высотных маршрутов. А теперь посмотрите на эти стены и подумайте. Как и на чем (в какой конфигурации балок) здесь можно расположить гнездо. Не забывайте, что по законам жанра дверь, конечно же, будет открываться внутрь (чтобы вам сильно просто не было). И если вы уж совсем поставите столб прямо по середине, то это рассечет драгоценную зону у окон, превратит ее в угловую комбинацию двух прямоугольников, не самых вольготных для освоения. Очевидное решение - сделать диагональную балку. Но полная диагональ балка при таких габаритах будет очень большой. Если сделать по всей ее длине гнездо, то оно не будет ни функциональным, ни уютным. Кроме того, раскачивающийся снаряд на гнездо не повесишь (только на рукоход или балку). Поэтому гнездо приходится ограничивать и усекать. Получаются характерные гнезда трапецивидной формы.
Что же получается в такой системе со снарядами? Тут есть где развернуться. Длинный рукоход дает возможность повесить как минимум два снаряда по его ходу. Это могут быть легкие снаряды, которые можно легко "перемахнуть", если ребенок использует снаряд по назначению (то есть лучше трапеция, чем веревочная лестница). Лестницу Скрипалева является самым простым путем в гнездо, если оставить в гнезде лаз. А лаз надо оставлять, ведь простого хода в гнездо с гладиаторской сети или от шведской стенки такая сеть-гнездо не имеет. Такое гнездо будет работать в возрасте 5-6+. В целом лучше думать о простых запасных путях в гнездо, пока ребенок не вырос. Мы считаем, что в большом спортивном комплексе должен поместиться хотя бы один гамак. Но, конечно, в таком большом комплексе можно повесить и два гамака. Обязательным связующим звеном такой системы является лиана, которых может быть тут несколько и висеть они могут практически где угодно. Для раскачивания и скручивания - кольца. Для балансировки и раскачивания - двойная трапеция. Двусторонняя горка может использоваться для игр или служить трамплином, чтобы забежать на шведскую стенку и потом прыгнуть и раскачаться с трапецией. Все это только старт, отправная точка большого путешествия. Внимательный родитель, наблюдая за своим ребенком, сможет перевесить снаряды по ходу жизни комплекса. И найти то, что будет любить именно его ребенок.
Случай 2. Новороссийск. Комплекс для троих мальчиков
Совсем другой город, совсем другой дом, совсем другая семья. Габариты тоже другие, еще большие. Здесь комната тоже почти квадратная: 4,5 на 5,5 метров. Это не спальня, в ней нет необходимости размещать кровати, зато в ней остается огромная и светлая зона для игр. Здесь все масштабно, хотя и это не всегда поймешь на виде сверху.
Но высокий папа, дверные проходы 2,2 метра и высота уровня гнезда 2,4 метра дают возможность почувствовать размах. Тем не менее, семья рискнула согласиться на расположение спорткомплекса именно на проходе и даже немного перегородить вход. Заранее предполагая, что детям будет построен спортивный комплекс, родители оставили бетонный потолок. Здесь длинная поясная перекладина, которую смогут использовать сразу двое, а то и трое детей. На нее можно встать ногами и подняться на рукоход, в конце рукохода слезть по гладиаторской сети. В гнездо попасть с гладиаторской сети (простой путь) и скалодрома (сложный). Шведских стенок тут две и они не солируют, хотя одна из них оторвана от стены и это даст возможность использовать ее с двух сторон. При желании можно было развернуть ее к стене (центральные стойки крепятся на распорных домкратах в потолок), поэтому прямой необходимости располагать ее на проходе нету. Но есть возможность усложнить пространство (которого в достатке) и организовать проход мимо снарядов.
Случай 3. Пермь. Большой комплекс с двумя гнездами и двухэтажной кроватью
И опять очень большой комплекс для очень маленькой девочки (подробно об этом комплексе). Комната прямоугольная, а не квадратная, но большая кровать для игр и три окна в дальней части комнаты оставляют для комплекса практически квадратную зону на входе. Не будем повторять здесь моменты, общие с предыдущими комплексами, они очевидны. Отметим специфику.
- Натяжные потолки. Это чудо природы как будто специально сделано, чтобы убить на корню инициативу по разработке сложных спорткомплексов в больших пространствах. Заказчик был готов демонтировать натяжной потолок и вернуть бетонный (что не так то просто, если учесть, что под натяжными потолками обычно проведена электрика). Но отделочник взбунтовался и было выработано другое решение. Потолок был временно демонтирован, к бетону закреплены закладные из бруса, к закладным прикреплены домкраты (которые обычно просто ставятся снизу при креплении стоек в распор), натяжной потолок был натянут, штыри домкратов были выведены через отверстия в навесном потолке наружу, к ним крепились стойки, стоящие отдельно от стен. Все это сложно, требует виртуозных навыков в установке, но исполнимо. Как говорится, было бы желание.
- Необычная кровать. Дизайнерская кровать для игр, в которой один этаж спальный, а другой игровой, была встроена в комплекс обоими этажами. В шведской стенке были сделаны пропуски, чтобы обеспечить лаз на нижний этаж кровати, к ним подходила горка. Была добавлена стойка и совмещены размеры балок таким образом, чтобы был прямой лаз в гнездо со второго этажа кровати.
- Два смежных рукохода и два гнезда с переходом из одного в другое. Прямой лаз в гнездо из кровати и лаз через широкий отступ первой ступени рукохода в гнездо через прикроватную шведскую стенку делает ближнее к кровати гнездо более доступным. Во второе гнездо можно подняться по скалодрому или навесным снарядам. Чтобы такой лаз был, в маленьком рукоходе оставлен отступ. Разместив рядом с ним веревочную лесенку или лесенку Скрипалева можно сделать маршрут средней сложности во второе гнездо. Два гнезда не обязательны при такой площади, конечно, можно было бы обойтись любым из них. Два гнезда рассчитаны на удивительный мир ребенка, который может освоить и такое сложное пространство, заполнить его игрушками, разделить с друзьями.
- Много раскачивающихся снарядов. Поскольку площадь комплекса оказалась более, чем достаточной, то в него были включены даже те снаряды, которые обычно используются для улицы: деревянная качель и дисковая качель. Лианы, канаты, веревочные лестницы, трапеции были взяты здесь по две. И даже осталось место для новых экспериментов.
Случай 4. Екатеринбург. Спорткомплекс на всю комнату в квадратной комнате с двумя окнами и тремя кроватями
И еще один случай средней по размеру (примерно 4 на 4 метра) квадратной комнаты. Подробно здесь: необычная комната для двух мальчиков. У детей большая разница в возрасте: одному мальчику 9 лет, другому всего 1 год. Собственно малыш еще и спит то с родителями в другой спальне. Тем не менее, родители решили сделать комнату с заходом на будущее, причем поставили ряд условий:
- В комнате нужно разместить три кровати. Две одинаковые кровати на вторых этажах для двух братьев на перспективу, чтобы они были в равных условиях. Поскольку один из мальчиков в предподростковом возрасте (9 лет) и через несколько лет достигнет взрослого роста, конечно, кровати вторых этажей должны были быть полноростовыми. Кроме того, нужна была "запасная" кровать внизу. Для того, чтобы мама могла с комфортом почитать детям на ночь или для того, чтобы у них кто-то из друзей мог оставаться с ночевкой. Не жизнь, а рай.
- В комнате не нужно размещать столов для занятий, шкафов и т.п., для этого в доме есть место. Остальная, кроме кроватей, площадь, должна быть отведена под спорткомплекс и снаряды. Позднее, конечно, возникли идеи добавить небольшие поверхности для игр и хранилища для игрушек, но не более того.
Поскольку окон два, они задали почти однозначно возможную конфигурацию кроватей (если не рассматривать вариант, что окна будут хотя бы частично перегорожены) и осталось расположить спортивный комплекс вокруг кроватей. Лестницами на кровать стали, естественно, шведские стенки (чтобы не загромождать пространство внизу ничем лишним). Здесь даже рукоходы хотелось поднять совсем под потолок, чтобы они работали (пусть только для старшего мальчика) скорее не как рукоходы, а как минимально отягощающие комнату балки для обвеса. Поскольку пространства не так много, а потребности детей 1 и 9 лет довольно различны и некоторые из снарядов надо делать специфическими или дублировать, чтобы развести по высоте.
В результате получилось три яруса: кровати, гнездо, рукоходы - разгрузили пространство снизу и дали уровни сложности. Таким образом, было нужно, чтобы комната "бросала вызов" мальчику в 9 лет и была достаточна доступна (хотя бы в каких то элементах) для малыша одного года. В конечном счете, мама мальчиков настояла, чтобы был прямой лаз с одной верхней кровати на другую (мимо окна). Этот лаз с защитным бортиком давал малышу возможность безопасно переползти к брату (ну или обмениваться игрушками). Решение хоть и громоздкое, но оправдывающее себя в ближайшей перспективе (зато когда мальчики подрастут и перестанут помещаться в этот лаз, они смогут использовать его как высотную полку со своих сторон).
Случай 5. Челябинск. Большой комплекс с домиком
Иногда задача по строительству домашнего комплекса приближается по своему размаху к уличному. Здесь зал около 90 кв.м. с одной колонной будет использоваться для игр, лазанья и семейного отдыха. Причем на комплекс отведено 20 кв.м. (4,2 х 4,7 метров). Это большие масштабы даже для улицы и решаются они соотвественно. Здесь зона комплекса разделена на 4 более менее разнообразных фрагмента. Два из них имеют гнезда, два - переходы верхами через высокие турники. Гнезда разной формы (угловое и прямоугольное) дают возможность по-разному направить балки и по-разному сконфигурировать переходы между снарядами. Много места и значения отведено гамакам: здесь два лежачих гамака и гамак-кресло. Это сделано для того, чтобы в разных зонах был возможен отдых и для детей, и для взрослых. Большие рукоходы (прямые и наклонный) соединяют контуры комплекса и комплекс с домиком. Домик тоже задуман как двухэтажный, поэтому там есть стандартная дверь и лаз через второй этаж. Конечно, такой комплекс рассчитан на то, чтобы одновременно могла лазить и играть большая группа детей.
Как же работает методология Чистовых-Павловых в таких случаях? Мы продумываем систему лазанья так, чтобы не было тупиковых путей. Очень важны в этом деле лазы (пропуски ступеней в рукоходах, например). Каждый раз решается задача доступности пути через рукоход в гнездо и обратно, перехода с рукоход на рукоход, лазов на разной высоте во всех направлениях. Чтобы из любой зоны и любого снаряда были альтернативные выходы. Чтобы даже подвесом и перемещением снарядов можно было достичь максимальной вариативности. При том, чтобы снаряды не мешали друг другу и работали на большой амплитуде.
Случай 6. Нижний Новгород. Комплекс для трех подросших детей с низким гнездом
Еще один большой домашний комплекс, собранный в идеологии и методологии уличных. Здесь одно гнездо, зато балки подняты максимально к потолку. Комплекс имеет 11 кв.м. площади. Он был сделан для подросших детей (7, 10 и 11 лет), поэтому мы стремились дать снарядам наиболее высокий подвес из доступного. Здесь два гамака - лежачий и йога-гамак, груша, всевозможные навесные снаряды. Несколько высоких и низкий турник, скалдром. Комплекс не пресыщен повторами - здесь только одна шведская стенка и гладиаторская сеть. Он не выглядит тяжеловесно, так как занимает свободный от окон усеченный угол комнаты. Он хорошо вписан в пространство за счет скошенного угла и оставляет в комнате множество места для игр и других занятий. В общем-то, это настоящий спортивно-игровой зал, не ограниченный ничем, имеющий много пространства и отличную высоту.
Резюме
Итак, квадратную комнату с 2-3 окнами можно освоить очень по разному. Приоритетны цели родителей и назначение комнаты, возраст и особенности детей, необходимость включать в обстановку шкафы, столы и другие предметы мебели. Тем не менее, в интересах ребенка может быть создана совершенно неповторимая в каждом конкретном случае среда. Именно в случае больших комплексов и больших помещений мы имеем возможность отойти от стандартных схем. Тем не менее, эта задача не проста, так как работать комплекс все равно будет (или не будет) за счет нюансов. Надо наблюдать детское лазанье и понимать, что где стыкуется, что - нет. Какие пути в гнезда необходимы, какие достаточны и для какого возраста. Где комплекс может дать амплитуду, где - ее забрать. Поэтому именно в больших комплексах, когда все, казалось бы, отдано на откуп фантазии, особенно важно представить себя ребенком и понять, получится ли этот комплекс "пройти". Где будут затыки, узкие места, где и каких не хватит лазов, где надо плотнее повесить снаряды, где - разрядить. Это искусство и здесь оно проявлено во всей красе.