Методология спорткомплексов Скрипалева исключительно проста. Маленького (очень маленького) ребенка не надо тренировать и инструктировать, его не надо упражнять и мотивировать, тем более не надо объяснять ему пользу спортивных занятий. Надо задействовать его собственный интерес, его собственные потребности и его собственную тягу двигаться. И он будет лазить постоянно. В здоровом (и не только здоровом) ребенке есть все необходимое, чтобы проводить в движении очень много времени, у него есть "шило в заднице", потребность в развитии и огромный двигательный потенциал. Почему же на некоторых спорткомплексах (и спорт площадках) дети лазят, а на некоторых - нет? Почему одна среда вызывает интерес, а другая "крута, но бесплодна"? Все просто, просто и очень просто: 1. снарядов должно быть достаточно; 2. они должны быть не разрознены, а объединены в систему; 3. они должны работать в трехмерном пространстве. И это все? Почти. Есть еще нюанс. Инициатива должна быть на стороне ребенка.
Владимир Скрипалев: "Ребенок хочет дойти до предела
(младенец – до лужи, подросток – до крыши)"
Надо дать ребенку время, нельзя ни чрезмерно подталкивать, ни осекать. Тогда он будет лазить много, вдохновенно и расслаблено и не будет склонен к травматизму. И будет развиваться в этом процессе комплексно: физически, творчески, интеллектуально и даже личностно. Но об этом - потом. Начнем с азов. Почему снарядов должно быть много? Зачем? Что такое много? Где границы этого "много" по количеству, площади, высоте? Почему эти границы проведены именно так?
Семь любимых детских движений
Чтобы провести границу между интересной и не интересной для ребенка средой, нужно просто внимательно понаблюдать за детьми и понять, что они любят делать, когда сами себе предоставлены. Дети очень подвижны, даже годовасики, отсюда наше взрослое утомление: "Он такой хороший, когда спит". Ведь, когда он не спит, в норме он ни на минуту не останавливается. Почему мы говорим "в норме"? Потому что выучить обездвиженности и беспомощности тоже можно. Но об этом потом. Итак, Скрипалев вычленил 7 любимых детских движений. Вот они.
Висы
Детям действительно нравится висеть. Новорожденный малыш рефлекторно хватает зажатый ему в ладошку палец взрослого так сильно, что может на нем поднять свой вес (хватательный рефлекс). Трехмесячный тянется к перекладинке, установленной в кроватке, хватается за нее и пытается подняться. Как, вы не пробовали предлагать перекладину трехмесячному малышу? Ничего, в шесть месяцев он будет использовать как опору все, что окажется у него под рукой.
Дети постарше не упустят случая повиснуть на чем попало: двери, заборе, конструкции подъезда, ветках деревьев и т.д. В спорткомплексе они могут это сделать на перекладине, кольцах, трапеции, рукоходе.
Прыжки
А сейчас мальчик ухватился за прыжковую лиану и начал прыгать. Прыжки – это вторая группа любимых движений детей. Девочки любят прыгать на скакалках, резиночке, играть в классики. Они могут проводить за этим часы.
Попробуйте посетить не слишком строгий бассейн: дети обожают прыгать в воду с бортиков и это чудовищное недоразумение, что в большинстве бассейнов им это запрещено. Выйдите на речку летом: отвесные берега усыпаны прыгающими в воду мальчишками. Зимой та горка хороша, с которой можно не только съехать, но и спрыгнуть. Дети с удовольствием посещают батутные тренажеры в парках, батут – и подбрасывает, и страхует. Висы и прыжки развивают самые разнообразные группы мышц. Следующие четыре группы любимых движений детей, помимо прочего, развивают вестибулярный аппарат.
Вращения
Попробуйте взять грудного ребенка на руки и начать кружиться. Он сначала зажмурит глаза, затем будет смеяться и даже хохотать. В парках вы без очереди не попадете с ребенком на карусели, большинство детей хочет покружиться несколько заездов. На детских площадках дети обожают круглые качели с опорой в центре, вокруг которой можно бегать или, сидя на ней, себя и других до головокружения раскрутить.
Любовь детей кружиться в одну сторону на одном месте, а потом ходить покачиваясь или кружиться в другую и повторять это раз за разом, испытывая головокружение, известна большинству родителей. В спорткомплексе они закручивают себя на кольцах, отпускают ноги и раскручиваются как вертолетчики. Они также будут пытаться закрутиться и раскрутиться на трапеции и качели, если подвес этих снарядов позволяет это.
Качание
Вспомните, как ребятишки наперебой лезут на качели. Не хотят сходить с них в течение всей прогулки. Повесите в спорткомплекс качель, она не будет висеть без дела. Не повесите? Не беда, главное, было бы место, куда раскачиваться. В качестве качели дети используют не закрепленную снизу веревочную лесенку, завязанный снизу большой петлей канат, трапецию, качаются, сидя на кольцах (просунув в них ноги), самозабвенно и долго будут качаться в гамаке, если он не имеет распределительных планок и если подвес будет это позволять. Особой популярностью пользуются вертикальные лианы-качели. Например, мальчик перелезает с лесенки на качели и начинает раскачиваться: вот и отдых после очередного перелезания!
Катание
Дети любят кататься на санках и коньках, на лыжах и велосипедах, беговелах и самокатах, на ногах по замерзшей луже и с ледяной горки.
Группа движений «катание» похожа на качание. Но катаясь, надо еще сохранять равновесие, а не просто держаться, как на качелях. Катание имеет одну фазу – вниз (вперед), а качание имеет ритм: вверх – остановка – вниз. Горка для катания удовлетворяет потребность ребенка в этом виде движений на спорткомплексе.
Равновесие
Детей не оставляют равнодушными ни рельсы, ни дощечки через канаву, ни трубы, ни узкие тонкие боюры. Им хочется пройти именно по ним. А бревна на спортивных площадках? Для того чтобы ребенок имел возможность балансировать, придумана расширяющаяся треугольная лесенка. Ее нижние ступени узыкие и неустойчивые, с них легко упасть. Но это не опасно: здесь высота от пола не больше полуметра. Падению тоже надо учить. Выше на лесенке безопасно: более длинные ступеньки едва накреняются. Натягивая боковины лесенки, ребенок сохраняет равновесие.
Лазание
Собственно функция "дерева" (лазить по деревьям). Для того чтобы малыши могли выполнять эти движения, спорткомплекс имеет перекладину, лиану, веревочные лесенки, канат, трапецию, кольца, горку. А также шведскую стенку, рукоход, гладиаторскую сеть, сеть-гнездо, зацепы или даже полноценный скалодром (может быть фрагменты скалодрома). Эти снаряды и выполняют функцию дерева, скалы, крыши в домашних условиях. Ну а теперь все действительно просто: создадим в спорткомплексе домашнем или уличном минимально достаточные условия, чтобы эти семь любимых детских типов движений могли быть реализованы, и ребенок будет любить в нем лазить, ведь ему дали возможность делать то, что ему интересно и хочется делать самому.
Сколько нужно иметь снарядов на комплексе?
Минимальный комплект снарядов - девять. Оптимум - одиннадцать и больше. Комплекс должен имитировать то многообразие, которое предоставляет жизнь различным формам движения. Посмотрите внимательно, снаряды не равноценны. Есть те, которые "работают" много раз: на них могут включиться разные группы движений. Таковы, например, кольца - один из наиболее вариативных снарядов в комплексе. Есть и более узко заточенные, такие как качель. Есть, наконец, имеющие исключительное значение, поскольку в домашних условиях одни группы движения сложнее имитировать, чем другие. В условиях дома довольно мало возможностей потренироваться в равновесии или в прыжках. Отсюда уникальная роль расширяющейся лесенки и лианы для прыжков. И еще обратите внимание на одну шокирующую с точки зрения стереотипов нашего сознания идею: шведские стенки не обязательны! А ведь есть устоявшееся убеждение, что спортивный уголок = шведская стенка с обвесом. Нет, с точки зрения ребенка, это не так. С точностью до наоборот! Можно построить отличный спортивный комплекс, работающий по всем группам движений, вообще без шведских стенок и рукоходов! И даже вообще без опор, если все остальные снаряды завязать в гибкую лазательную систему. На палочках и веревочках. И цена этому комплексу будет - "три копейки" (в смысли затрат), а отдача - "один к тысяче", не меньше. Но не наоборот. На опорах не раскачаешься. Приведем пример широко распространенной неудачной конструкции, в обыденном мышлении ассоциирующейся со спортивным комплексом, но не обеспечивающей ребенку необходимый диапазон движений - бюджетная угловая конструкция. Почему она так плоха? Тут слабые возможности для качания, отсутсвует возможность балансировать, прыгать, а лазить можно снизу вверх и сверху вниз (скучно и не куда), при этом самих снарядов недостаточно и даже те из них, которые могли бы с успехом быть использованы для качания, загнаны в угол и к стене (матросская лесенка, канат).
Скрипалев считал, что в домашнем спортивном комплексе от шведской стенки вообще можно отказаться. В детских садах и школах ей не стоит придавать такое уж большое значение и это не должен быть первый и единственный снаряд, освоенный ребенком.Ее, как и гладиаторскую сеть, в идеале вообще оторвать от стены. Если это невозможно - безболезненно от нее отказаться.
В. Скрипалев: В отдаленной от спорткомплекса части зала оставлена шведская стенка для школьников. Для детсадовцев это вредный и опасный снаряд. На нем ежегодно в России получают травмы (переломы рук, ног) около 40 тысяч детей. Объяснение простое. Близость стенки воспринимается как безопасность. Истинная высота обнаруживается вдруг, когда ребенок докарабкался до высокой ступеньки и оглянулся вниз… Другая опасность – возможность просунуть руку или ногу меж ступенькой и стеной. Стоит поскользнуться и – вывих или перелом.
Минимальные и оптимальные размеры спорткомплекса Скрипалева
Но, скажите вы, это же невозможно удовлетворить такие огромные детские потребности в городской квартире! Пусть лучше гуляет на улице час или два в день. Мало кто готов отдать на комплекс полкомнаты, чаще всего готовы пожертвовать углом, некоторые используют зону на проходе. Стоит ли тогда вообще эту историю затевать, если комплекс все равно будет стоять у стены и не будет использоваться? Ничего подобного! Надо включить другой тип мышления. Оставить снаряды из палочек и веревочек (убрать тяжелые конструкции, если им на самом деле нет места) и завязать их в такую систему, чтобы они работали в формате 2 на 1,5 метра. Невозможно? Смотрите сами.
Это исторически первый вариант он был построен в эпоху, когда готовых снарядов почти не было в магазинах. Кроватка вписана внутрь комплекса, хотя качель качается под потолком прямо над ней, спать она не мешает, таким образом площадь комплекса искусственно увеличена за счет верхов. У вас больше места? Вы можете позволить себе использовать в составе комплекса спортивные тренажеры или шведские стенки, их сейчас много в продаже и они такие красивые! Вы хотите подвесить под потолок рукоход? Зачем стенам стоять пустыми, пусть на них будут установлены гладиаторская сеть и скалодром? Отлично. Добавим сюда все современные снаряды. Они поместятся. Важно понять, что спорткомплекс, на котором ваш ребенок проведет часы, дни, месяцы и годы без потери интереса, начнется там, где ребенок сможет не только и не столько лазить вверх-вниз вдоль стен, но там, где он будет иметь возможность оторваться от стен в трехмерное пространство: балансировать, раскачиваться, кататься, крутиться и прыгать.
Достаточным условием для размещения спорткомплекса Скрипалева является площадь 2 на 1,5 метра (3 квадратных метра). Оптимальный размер домашнего спорткомплекса - 3 на 2,5 метра (около 7,5 квадратных метров).
На улице это может быть и 3 на 3 метра, и 3 на 4 метра и даже 5 на 4 метра. Это в зависимости от того, какой площадью для этой цели вы располагаете. Но даже в небольшой комнате можно так расположить мебель и окружающие предметы, чтобы комплекс функционировал. Это зависит в большей степени от приоритетов и ценностей семьи, чем от ее бытовых условий. Нам приходилось встраивать спорткомплекс в очень маленькие квартиры, в которых внутри комплекса оказывалась, например, детская кровать и даже взрослый диван. Важно, чтобы у встраиваемой в спорткомплекс или примыкающей к спорткомплексу мебели не было острых углов, но это решаемо, если у родителей есть намерение, чтобы ребенок лазил. Приходило строить спорткомплексы в съемных квартирах, где все делалось исключительно на распорках, чтобы меньше сверлить стены и рассчитывалось таким образом, чтобы с минимальными затратами комплекс свернуть и развернуть на новом месте. Все зависит от вас.
Размер комплекса по высоте. Почему "Ранний старт" не самое экологичное решение для малогабаритной квартиры
Оптимальный размер квартирного спорткомплекса по высоте - 3 метра. Это при том, что вы можете смело строить такой комплекс ребенку 1,5-2 лет и рассчитывать, что вторые и последующие дети будут его осваивать с рождения. Почему? Комплекс дает малышу возможность осваивать свои первые снаряды с пола. Это будут колечки (если вы их низко повесите), веревочная лесенка (она же отличная качель), расширяющаяся лесенка (идет вместо перекладин разной высоты и разной ширины для 2-3 леток, они не только по ней лазят, но обожают на ней висеть), горка, нижние ступени шведских стенок и гладиаторское сети, гамаки, качели, возможно даже нижняя перекладина (смотря на какой высоте вы ее расположите). На первый-второй год ему хватит диапазона для активностей. Но в дом будут приходить гости или старшие дети будут подниматься на высоту. Ребенку будет брошен вызов, у него будут "горизонты". Рано или поздно он начнет подниматься наверх. В три года он освоит переходы между снарядами, в 4 будет легко лазить до потолка, освоение комплекса вступит в свою полную силу. При этом снаряды, поднятые к этому времени к потолку, будут экономить уйму места внизу: под ними можно будет ходить, играть или даже расположить детские матрасы. С малышковым готовым комплексом "Ранний старт" все наоборот. Он занимает 1,5-2,5 кв. метра, но занимает их полностью, верхняя часть объема комнаты (над комплексом) при этом не используется. Ну и 9 снарядов в него не влезут, как ни крути. Туда полноценно входят два навесных снаряда (плюс гнездо, гладиаторская сеть и горка помимо каркаса). Среда такого комплекса ограничена, она бедней и она меньше использует полезный объем комнаты.
Резюме
Если вам нравятся шведские стенки и гладиаторские сети и у вас есть для них место - сыграйте на них, но комплекс не должен ими ограничиться. Используйте как минимум 9 подвесных снарядов, чтобы создать ребенку нужное разнообразие двигательной активности.