Скалолазание - вид спорта. Довольно молодой вид, возникший в конце 19 века, в качестве спортивной дисциплины выделен в конце 40-х годов 20 века. У скалодрома (climbing wall) как искусственного сооружения для скалолазания даже есть конкретный автор - Франсуа Савиньи. И если изначально скалодромы возникали в качестве объектов для лазанья в специально оборудованных залах, то сейчас они все больше и больше перекочевывают в наши дома.  И немудрено - ведь в большинстве наших домов потолки находятся в пределах 2,5-3 метров. Ведь считается, что именно до высоты 3-х метров безопасно лазить и спрыгивать без страховки. Итак, скалодромы вышли из спортивных залов и попали в детские спортивные комплексы. На что обратить внимание, если вы хотите сделать своему ребенку скалодром? Как его спроектировать? Разместить? Как подобрать зацепы и разметить трассы? Как организовать лазанье? На все эти вопросы отвечает данная статья.

12 ключевых параметров скалодрома

1. Высота скалодрома

Для того, чтобы оценить рабочую высоту скалодрома в рамках комнаты, его надо сравнить с ростом человека, который будет лазить. Если вы строите скалодром 4-х летнему ребенку, рост которого чуть больше метра (100-110 см.), то работать он будет совсем по другому, чем для взрослого (160-190 см.)

Если домашний скалодром для взрослого - чисто функциональный снаряд (тренировать пальцы, перемещаться преимущественно по горизонтали). То для ребенка это - настоящее приключение, от которого захватывает дух. Мы считаем, что для скалодрома в квартирах с потолками до 3-х метров надо использовать всю высоту. Если вас напрягает, что ребенок высоко полезет, то можно просто не ставить ему выше приемлемой для вас планки зацепы (зацеп можно снять или поставить с помощью шуруповерта в подготовленное заранее отверстие - об этом см. ниже) или постелить маты. Но запас по высоте хорошо бы иметь, ведь по мере роста ребенка лазанье на этом снаряде будет для него упрощаться. Максимальный интерес к спонтанному лазанью на домашних скалодромах проявляют дети в возрасте от 4 до 10 лет. Именно в этот период высота домашнего снаряда для них большая. Скалодром может и будет использоваться детьми старше, но для этого надо организовывать специальные условия. Если же вы имеете в квартире высоту выше (а сейчас существуют дома, в которых потолки 3-4 метра), то целесообразно не срезать высоту, запланировать ее с запасом, разметить отверстия заранее, но разместить зацепы только до безопасного уровня. Тогда, по мере роста ребенка, можно будет переместить зацепы вверх или оставить, в зависимости от подготовки ребенка к лазанью. Лазанье выше 3-х метров требует страховки и сформированных навыков.

2. Частота расположения зацепов

Есть выработанная в скалолазании норма для оптимальной частоты расположения зацепов, это 7 штук на квадратный метр. Эта частота хорошо соотносится с "шагом" ребенка, начинающего лазить (тем, насколько далеко он может вытянуть ногу или руку в сторону). Очень неудачными являются временные решения "пока поставлю реже, чтобы ребенок не лазил" или "не буду ставить зацепы внизу (на нижние полметра), чтобы малыш туда не залез" (в доме, где есть младшие и старшие дети). Мы встречались с такими сентенциями. И даже такими: "Пока поставил зацепов, сколько у меня есть, докуплю - сделаю чаще". Это не корректно. Потому что ребенок полезет, но будет делать это в отсутствие взрослых в неудобных и часто небезопасных условиях. Например, трехлетка подвинет стул и со стула будет пытаться залезть на стену (и, если стул упадет, то возникнет проблема безопасного спуска).

Безопасно, когда зацепы с необходимой регулярностью идут от пола. Малыши, воодушевленные опытом старших, могут попытаться "зацепиться" за нижние и сделать пару "шагов" вверх или по горизонтали. Это и есть первый опыт на скалодроме и мы считаем что лучше, если этот опыт самостоятельный (то есть ребенку не помогают лезть выше и не снимают его оттуда руками или прыжком со страховкой). Если ребенок маленький, и его никто не подначивает, не провоцирует и не поощряет, то на этом он и остановится. Постепенно он освоит скалодром выше. Достижением будет перейти со скалодрома на весящую рядом трапецию или кольца. Ажиотаж (навязчивое желание лезть вверх и там застревать) в домах со спортивными комплексами у хозяев дома никогда не возникает. Поскольку есть очень много альтернативных двигательных активностей внизу (гамаки, качельки, лесенки). И это уже к вопросу использования скалодрома соло или в составе системы лазанья, мы поговорим об этом ниже.    

3. Материал зацепов: искусственный камень, пластик, дерево

Трудно себе представить снаряд более красивый, чем скалодром с зацепами из искусственного камня. Камень органичен, сейчас существует в самых разнообразных цветах и формах, прекрасно смотрится, практически не изнашивается, а в домашних условиях, можно сказать, вечен. Поэтому его очень трудно сравнивать с пластиком (тоже заливной материал, но менее "интересный" профессиональным разработчикам, а поэтому представленный в достаточно примитивных цветах и формах).

То есть сравнивать нужно скорей камень с деревом, чем с чем-то иным. И тут уже возникают вопросы. Профессиональные производители зацепов настроены очень категорично в отношении любительских попыток сделать зацепы из дерева. Они и в целом критичны. Аргументы они приводят из области эргономики: камень, как заливной материал, предполагает очень тщательную подготовительную работу с формой. Детские зацепы, например, изначально делают из мягкой пены, ребенок берется за них окрашенной рукой и мастер под руку формирует зоны максимального давления, после чего дорабатывает зацеп, проводя через промежуточную фазу (силикон) и воплощая его в камне. Работа идет в направлении формирования комфортного захвата и равномерного распределения нагрузки по зацепу. Далее следует убийственный вывод: если делаете "кармашек" из дерева, как вы его сделаете "правильным" и точным под детскую руку? Он будет исходить из фактуры дерева и нагрузка на руку будет не идеально распределена, следовательно капилляры пальцев могут перенапрягаться. Истина находится где-то по середине. Ведь даже умелые скалолазы возражают: мы же лазим по скалам, там никто не позаботился об эргономике, - и что, разве не в этом суть лазанья? Ребенок растет. Размер его руки сильно меняется от года к году, в какой же период взять этот идеальный слепок, который будет положен в основу его тренировок? Производители отвечают: есть снаряд для спорта, а есть снаряд для развития. И здесь они делают системную ошибку. Потому что критичнее требования к спорту, где будет много однотипных упражнений. Если ребенок играет и лазит не в режиме тренировок, то однотипных движений на скалодроме он практически не будет совершать.

Здесь мы попадаем в разные представления о детском лазаньи у разных профессионалов. Одно из них таково: давайте сделаем зацеп под детскую руку по ее форме. Пусть, пока рука еще формируется, нигде не будет перенапряжения. Очевидно в поиске идеальной формы гипотетический ответ тоже будет идеальным. Стремясь к нему, нам придется выбрать камень. Ведь он позволяет по идеальной форме с гарантированным результатом выливать идеальные зацепы раз за разом. Предполагается что то, что верно для одного ребенка, будет верно и для другого - с тем же размером руки.  Ну а с деревом все не так просто. Мы можем попросить профессионого плотника сделать интересные формы и качественно их отшлифовать. Но он никогда не будет (да это и бессмысленно) повторять свои формы в точности. Материал не будет имитировать хаотичность. Он будет уникален. Будет ли это удобно? Не факт. Но может и быть, тут вопрос аккуратности и умелого подхода. Можно действовать наверняка, делая зацепы большими и хваткими, похожими на ступеньки.  И это имеет право на жизнь. Есть ведь и другой подход, тоже профессиональный. Мы уходим от концепции скалодрома как тренажера и переходим к концепции использования скалодрома в системе других снарядов. То есть скалодром становится путем между  снарядами - между лесенкой и кольцами, гнездом и турником, канатом и лианой. И это вовсе не путь в скалолазный спорт. Это очень базовые навыки лазанья, которые позволяют ребенку сбалансированно развивать свое тело. Когда ребенок использует скалодром транзитно, нагрузка на руку не должна быть строго равномерной. Нагружаться рука будет не систематически. Не будет постоянного напряжения одного конкретного пальца, потому что на него ребенок исключительно надавил лишь единовременно. Понимаете к чему мы ведем? Можно выбрать то или другое. Будет ли дерево удобным? Зависит от конкретной работы конкретного мастера. Будет ли каменный зацеп удобным? Зависит примерно от того же, но с камнем наработана большая практика, она институциализированна и производитель утверждает, что он голову включил. Если у вас нет опыта - берите камни хороших брендов. Если вы готовы экспериментировать - пробуйте нечто другое. Ваши дети оценят все, если это не будет единственным и исключительным (скалодром, турник - и все тут). Проверить удобство зацепов можно, совместив личную практику (пробуйте!) с внимательным наблюдением за лазаньем детей и готовностью откатить свое решение и поменять зацепы, если они не удобны.  Работая с профессиональными изготовителями зацепов мы в последнее время действительно наблюдаем их эволюцию. По сравнению с состоянием дел 10 лет назад, сейчас формы зацепов лучше отработаны, они становятся все более и более удобными и нам очень редко приходится их менять. Да и дерево начало активней внедряться: фингерборды, кампусборды,  как правило деревянные.  

4. Размер и форма зацепов

Ряд производителей предложат вам разные размеры зацепов: XS, S, M, L, и XL. Есть еще XXL и накладные рельефы. Ну и отдельно стоящие детские зацепы (иногда очень красивые, в форме животных, самолетиков, машинок) и очень простые (своего рода ступенька). Очевидное решение заключается в том, чтобы брать детям зацепы проще и больше. Но оно не однозначное. Прежде всего в том, что размер зацепа должен быть соотнесен с размером руки (или ноги). И то, что у взрослого работает как M будет работать как L у ребенка. Даже маленькие зацепы для ребенка уже не маленькие. Маленьким пальцами ребенку при прочих равных будет проще захватиться, а ножка встанет как на ступеньку туда, где взрослый бы не поместился. Мы сейчас говорим об обычных детях и взрослых, а не о профессионалах, подтягивающихся на двух пальцах, естественно.

В целях развивающего лазанья (не спортивных тренировок), мы предпочитаем стандартные (не детские) зацепы размеров S, M и L, примерно в равных долях, распределенные по комплексу. Если мы и включаем в эту систему специфические детские скалодромы-фигурки, то делаем это в качестве исключения. Как правило то, что продают в разряде "детское" в скалодромах не очень интересно и быстро изживает себя. Сами зацепы тоже делятся на категории.

  • Карманы – это легко захватываемые зацепки с хорошим углублением под пальцы. Их можно удерживать всей кистью, а иногда даже двумя руками, не прилагая при этом больших усилий. Детские скалодромы строятся большей частью именно из карманов разного размера.
  • Мини-карманы хотя они и небольшого размера, но позволяют сделать достаточно удобный и прочный хват первой или второй фалангами пальцев. Такие зацепы имеют специальный выступ – упор для большого пальца.
  • Зацепы-полочки использовать сложнее, чем мини-кармашки. Они не имеют поднутрений, а форма зацепа состоит из перегибов на гранях в 90 градусов, то есть фаланги пальцев согнуты на 90 или более градусов при удержании. Обычно они небольшого размера.
  • Щипки обычно вертикально расположены на скалодроме. Достаточно узкие по своей конструкции, они требуют использования большого пальца с одной стороны и от одного до четырех пальцев на противоположной стороне.
  • Рёбра – это плоские длинные зацепы, с сильно выраженным, «активным» краем и плоской покатой поверхностью с другой. Захват происходит либо по аналогии с мини-кармашком, либо по аналогии с полочкой (с противовесом большого пальца руки).
  • Пассивы или «слопера» - это одни из самых тяжелых зацепов для хвата. Они не имеют не имеют ярковыраженного края, за который можно было бы ухватиться (выглядят как срез части шарика). Движение по ним происходит через создание как можно большей площади соприкосновения руки и поверхности зацепа.
  • Дырки-бублики – это, по существу, округлые зацепы с отверстием внутри. Они могут отличаться формой, размером и структурой, но принцип захвата такой зацепки един: прежде всего следует определить, каким-то из пальцев надо захватиться за отверстие, если повезет - большим.
  • Мизера - очень маленькие зацепки, которые чаще всего используются для опоры под ноги.
  • Рельеф – это действительно большая зацепа, которая занимает много места на скалодроме. Она может быть как замысловатой формы со множеством впадин, выпуклостей и перегибов, так и просто быть геометрической фигурой.

Вы уже наверняка поняли по контексту, что на домашние скалодромы чаще всего ставят именно зацепы-карманы разных размеров и форма зацепа имеет больше значения, чем его размер (поскольку размер ребенка не равен взрослому).  Зацепы более сложных форм добавляют в домашний набор в небольшой пропорции. Но важно учесть, что карман, как и полочка, будут очень сильно отличаться по своей работе и "ухватистости" в зависимости от того, как они сориентированы (горизонтально, под углом, вертикально, карманом вниз). Общее решение состоит в том, что изначально большинство зацепов ставятся в простом ухватистом положении (карманом или полочкой вверх). Чтобы ребенок, пока он учится (и пока маленький), наловчился и стал увереннее, а также потренировал соскок и горизонтальное прохождение трасс. Позднее можно поворачивать зацепы, не все сразу, а по несколько штук. И не на 180 градусов, а поэтапно, сначала ставя их под небольшим углом и, раз за разом, увеличивая сложность по мере роста ребенка. Даже если вы не будете переставлять сами зацепы с места на место, скалодром все равно станет значительно сложней.

5. Цвета зацепов и формирование трасс

Вы наверное обратили внимание, что в домашних скалодромах часто используются зацепы разных цветов. Это не просто так, это включает еще один игровой компонент, имеющий отношение к сложности задачи и ее решения - формирование трасс. Зацепы ставятся на склодром не по квадратам, а хаотично, имитируя природный объект. Некоторый "шаг" удаленности соблюдается, чтобы ребенок мог дотянуться с одного зацепа на другой. Зацепы не должны стоять ритмично и слишком правильно. Чтобы вы поняли нашу мысль, мы должны привести пример "как не надо". Вот он.

Здесь допущено сразу пять ошибок в построении скалодрома. Во-первых, их слишком мало. Площадь этой стены около 7,5 кв.м. (2,8 м. шириной около 2,7 м. высотой). То есть по нормативам для детского лазанья тут должно быть около 50 зацепов, а их тут не более 30-ти, и то, что среди них есть большие, дела не меняет. Во-вторых, зацепы расположены ритмично, это делает скалодром монотонным и не похожим на природные объекты. В-третьих, зацепы расположены как в таблице проверки зрения (видимо на нее автор этого рукотворчества и медитировал в процессе): снизу мелкие, чем выше, тем больше. Грамотно было бы распределить большие зацепы по комплексу, разместив их в разных местах, особенно они бы пригодились на средней высоте в качестве разворотной опоры для рукоходов. Наверху же они абсолютно не работают, так как перекрыты рукоходами и столбом-лагом крыши. В-четвертых, сам столб в данном случае также надо было задействовать, сделав "проходимым" - это добавило бы скалодрому "изюма". Ну и конечно, в пятых, здесь не сделаны трассы разных цветов. Черный не спустился к полу, а серый - рассыпался по комплексу и не представлен на средних высотах.

Мы следим за тем, чтобы в ярусе, где ребенок будет тянуться к турнику, гнезду, рукоходу или другим снарядам, у него гарантированно под ногами оказались очень удобные зацепы-карманы или полочки (высота этого яруса = рукоход (турник) - рост ребенка), а под потолком - ухватистые зацепы-карманы (под руку). Это маленькая хитрость заимствована у лесенки Скрипалева: снаряд должен иметь больше угроз падения внизу, чем наверху. Тогда ребенок наловчится в безопасных соскоках до того, как полезет на высоты. Но без перегибов, не превращайте скалодром в таблицу проверки зрения! На высоте же мы его страхуем не сами, а методически: через упрощение снаряда. Это не соответствует природной скале, это соответствует методологии организации детского лазанья, рассчитанной на спонтанность и самостоятельность. Для ежедневной максимальной игровой "загрузки" пригодны только те снаряды, которые доступны ребенку без взрослого.  Итак, слабо ухватистые зацепы мы располагаем на средней высоте, откуда безопаснее выполнить соскок, но не единой группой, а распределив их по комплексу. Мы аккуратно чередуем "простое"  и "сложное" таким образом, чтобы хотя бы что-то (положение одной из рук и одной из ног) в каждый момент времени было для ребенка очень удобным. Напомню, мы говорим о старте лазанья, о его первых шагах. Здесь надо наработать сноровку, но также важны и уверенность, и приобретенная любовь к этому снаряду. С нее начнутся более поздние и уже более целенаправленные тренировки.  

Но и это еще не все. Цвет тоже имеет значение в качестве игровой задачи. Сначала ребенок учится залазить по всем зацепам, не разделяя цветов. Потом мы предлагаем ему усложнить задачу: например, использовать только зеленые зацепы и желтые, желтые и красные, или вообще только зацепы одного цвета. Это сложно и не всегда будет получаться. Можно оптимизировать трассы, поменяв зацепы местами, если мы видим, что трасса "не собирается". Но это мотивирует ребенка лазить больше и доставляет ему удовольствие. Поэтому продиктованное дизайном решение сделать "только белые" или "только черные" зацепы оправдано желанием заказчика, но не слишком грамотно. Идеально сочетать не только формы и размеры зацепов, но и их цвета.

6. Возможность переставлять зацепы (наличие или отсутствие регулярной перфорации на каркасе)

Конструкция скалодрома предполагает, что зацеп можно переставить только в отверстие, приготовленное заранее. Если семья планирует целенаправленно заниматься лазаньем на этом снаряде, она просит сделать заранее перфорацию с определенным шагом (чаще всего используется шаг 200 х 200 мм), чтобы иметь возможность в дальнейшем перемещать зацепы (это можно сделать с использованием шуруповерта).

Мы находим перфорацию полезной только на скалодромах большой площади (от 1,5 метров шириной и шире). Если ширина скалодрома около метра, то перфорация будет слишком сильно определять рисунок расположения зацепов, делая его монотонным. Для узких скалодромов мы предпочитаем делать расположение зацепов заданным. Даже в этом случае остается большой маневр: ведь зацепы можно поворачивать и менять друг с другом местами. Как понятно из материалов выше - даже это окажет большое влияние на сложность скалодрома и может сделать его слабо узнаваемым.

7. Скалодромы из альтернативных материалов

Производители зацепов крайне отрицательно настроены к любым экспериментам в их области, а зря. Они не уменьшают, а увеличивают интерес к предмету их деятельности. Не раз нам приходилось сталкиваться с позицией: "Нашему ребенку скалодром не нужен, потому что на детских площадках он им не интересуется".  Да, на детских не интересуется, потому что там наклон, пластик и отсутствие всякой цели. А в специально организованной среде начнет интересоваться и всерьез. Но об этом позже. Итак, скалодром с ручками.  

Вместо скалолазных зацепов на подготовленную поверхность системно или хаотично можно закрепить ручки-скобы (гладкие и крепкие). Задача детей - сравнить, чем этот тип лазанья отличается от привычного для них скалодрома. На своей экспериментальной базе мы использовали 20 ручек на 6 квадратных метрах (примерно вдвое реже, чем требуется для зацепов). Часть ручек ориентирована горизонтально, часть - под углом, это усложняет лазанье. Плюс сформированы дорожки по цветам (желтый, синий, зеленый). Результат понравился и детям, и взрослым. Неподготовленному взрослому по такой стенке лазить легче, чем по обычным зацепам. Дети (5-10 лет) лазят по ней вариативно, сопровождая лазанье множеством "трюков". Трюки эти полезные: это прогибы, подтягивания, вывешивания, изобретение статичных эффектных "поз".  В сборке конструкция не сложная, вся хитрость - в изобретении удачных трасс нужной сложности.

Ручки для лазанья как альтернатива скалодрома. Диаметр ручки соизмерим с диаметром турника для ребенка 25-32 мм, оптимум - 28 мм по внешнему сечению. Длина - около 20 см. Изгиб сглаженный, безопасный. Крепежная площадка сварная. 

Нам настолько понравились ручки для лазанья, что мы стали активно использовать их в качестве вспомогательного снаряда в спортивных комплеках. Если, например, рукоход приходит в стену (с одной стороны у рукохода есть шведская стенка, а с другой - нет), то дорожка из ручек может служить путем наверх, а одна единственная ручка в конце рукохода на высоте 1/2 от пола даст возможность ребенку развернуться и отправиться в обратный путь, то есть отдохнуть, не прекращая лазанья. И если сравнивать ручки с чем-то, то сравнивать их надо не с зацепами, конечно, а с турниками. И по диаметру, и по стремлению ребенка на них "зависать".  

7. Скалодромы альтернативных форм. Наличие рельефа. Зацепы на столбах и стойках внутри спортивных комплексов

И дома, и на улице совсем не обязательно делать скалодром плоским. Самая простая альтернатива плоскому - угловой скалодром. Он делается при необходимости организовать лазанье в углу, например, это может быть угол на всю высоту до потолка, примыкающий к гнезду. Скалодром может заходить в нишу и огибать колонну. Специализированные скалодромы, понятное дело, имеют множество интересных вариаций. Это и положительные, и отрицательные углы, и выступы стен разной формы и просто крупные рельефы из искусственного камня или пластика. Но даже если скалодрома нет в вашем комплексе, могут использоваться его элементы. Например, несколько зацепов на стойке там, где через эту стойку идут переходы. Добавляя туда зацеп, мы создаем путь, и если этот путь имеет логическое продолжение - он будет использован. Отметим сразу, что стандартный сквозной крепеж с ответной частью (гайка-бульдог с обратной стороны фанеры и шестигранный болт, вставляющийся в зацеп) по сравнению с "глухим" крепежом к стойке будет отличаться. Это надо четко сформулировать при закупке, чтобы вам укомплектовали зацепы правильно.  

Тем не менее, есть и специфические ситуации, когда в домашнем спортивном комплексе оправдан и можно даже сказать "требуется" скалодром сложного рельефа. Это - мансарды, комнаты, имеющие неординарные возможности. Особенно перспективны в этом отношении марсарды с многощипцовой кровлей (те, где комната имеет две высокие зоны и сложную систему скатов). Возможность использовать часть ската с отрицательным углом под скалодром может оказаться многообещающей (если продумать связки, страхующие снаряды и безопасность). Один из таких проектов можно увидеть здесь.  

8. Наклон или вертикаль

Что касается скалодромов в спортивных комплексах, на текущий момент времени мы у нас доминирует  вертикаль. Для положительного угла здесь нет смысла (как и К-лесенки мы считаем такие снаряды мало перспективными), лазанье надоест и закончится, не начавшись. Для отрицательного (если это не рельеф, повторяющий скат крыши в мансарде) - как правило нет места. Потому что такой объект заберет место в верхнем ярусе, где оно обычно востребовано (например, где организован лаз в гнездо). Но если скалодром используется соло, то есть и другая возможность - скалодром с небольшим отрицательным углом.

Сложность его "покорения" будет зависеть от подбора зацепов и конечно, малышам потребуется больше времени, чтобы сориентироваться, но у него есть и преимущество: при соскоке на нем нельзя расцарапаться о другие зацепы, расположенные внизу.    

9. Соло или в спортивном комплексе

Главный момент, который проходит лейтмотивом через всю статью - целевое назначение скалодрома. Надо вспомнить, как работает психика ребенка и взрослого, чтобы понять, почему некоторые утверждают, что их дети не любят скалодром. Дети теряют интерес к тому, что часто повторяется. Они не любят монотонности. Довольно поздно (примерно в начальной школе) осваивают произвольность, и это для них нормально. Потому что дошкольное время - время ролевой игры. Ребенок любит играть и в игре способен "тренироваться" до бесконечности. Только это не будет тренировка в понимании взрослого. Это выполнение упражнений и ни в коей мере не движение вверх-вниз. Если вы посмотрите учебные фильмы по обучению детей в скалодромных залах, там все понятно. Среда вдохновляет и завораживает. Лазанье находится на контроле у тренера, который организует страховку и направляет ребенка по стене. Домашний скалодром принципиально организован не вокруг тренера. Во-первых, мало у кого из родителей есть такой ресурс - 100% времени бдить, чтобы ребенок не залез куда не туда. Во-вторых, предполагается что дом - это среда, где ребенку организованы условия для самостоятельной игры и скалодром не под замком.

А теперь посмотрите на эти скалодромы и попробуйте понять, в чем их самое главное отличие их от скалодромов-соло?   А также попробуйте представить, что труднее на скалодроме (на дереве, на скале) - подняться вверх или спуститься вниз? Поняли намек? Правильно! Здесь ребенок первое время вниз не спускается. Он использует скалодром как путь к чему-нибудь наверху (ну или хотя бы на средней высоте). Это может быть путь в гнездо, на канат, на высокий или низкий турник. Путь на кольца, переход с одной части комплекса в другую по горизонтали. Скалодром - не самоцель в такой среде, но он отличное средство.

Ребенок живет, обитает в этой среде, он в ней двигается. Не монотонно. Не до усталости. Ему не придется повиснуть на страховке, когда он поднимется в средний или верхний ярус. Он сделает другое. Он перейдет на канат или кольца. Сядет в них, покачается, отдохнет. И продолжит лазить дальше. Итак, отличие скалодрома в комплексе в том, что это - транзитный снаряд. Он осваивается самостоятельно (нет нужды в тренере). Он осваивается постепенно (нет нужды лезть наверх). Подъем осваивается раньше спуска и в этом нет проблемы, потому что спуск (через снаряды) организован. Со скалодрома есть куда уйти. Таким образом, нормы безопасности, предъявляемые к соло скалодромам, требовательнее. Там нужно сразу думать о том, как спуститься в ситуации, когда возможен только лаз вниз по зацепам или соскок. Само движение по скалодрому более монотонное и больше провоцирует усталость. И если падение для спортсмена-скалолаза может быть опасным и даже фатальным, то падение на детском домашнем снаряде до 3-х метров высотой будет подготовлено практикой соскоков и падений на нижних высотах. Ребенок в своем темпе (как правило, в 4-5 лет) подходит к этому снаряду играть, а не тренироваться. И это значимо. К моменту, когда он лезет на высоты, он имеет хороший мышечный панцирь, опыт прыжков, опыт захватов, он к ним более готов. Мы не считаем такое домашнее лазанье альтернативой скалолазному спорту. Подготовкой - может быть. Но ровно также это лазанье готовит и ко множеству других видов спорта, не профильных для скалодрома.  

10. Внешний вид. Цвет скалодрома. Форма листов.

Скалодромы могут быть разными. И по цвету - а именно они в комнате со спортивным комплексом претендуют на роль акцентной стены. И по фактурам. И по покрытию. Сейчас появляются скалодромы, покрытые пленкой с фотоизображениями. Трение о скалодром значительно, так что долговечность таких решений надо проверять. Но они есть. Если однотонной стены не хочется, то есть вариант с мозаикой из фанеры. Мозаика может быть не состыкована плотно (это требует идеально ровных стен), а, напротив, быть своего рода аппликацией произвольной формы, главное - иметь осмысленное расстояние между зацепами, а листы могут быть состыкованы произвольно.

Один из наших любимых мотивов - горы, мы его делам в разных цветах и он безусловно красив, хотя бы даже потому, что близок теме скалолазанья. Еще одна возможность, которую мы хотели бы испытать в будущем - покрыть фанеру под скалодромом рисунком с произвольным сюжетом (акриловые краски, акриловый лак). По нашему опыту жизни с такими стенами - они очень устойчивы, хорошо поддаются уходу и восстановлению и допускают абсолютно любой сюжет.    

11. Домашние реалии. Скалодромы, огибающие мебель или другие объекты

Не всегда места в доме достаточно. Иногда единственная стена, которую можно занять под скалодром, уже занята чем-то другим. Это может быть труба, батарея, люк хозяйственных коммуникаций, кондиционер, большой блок розеток. Очень часто приходится строить скалодромы, начиная их прямо за дверью. Это не страшно, ручку двери не трудно защитить, подобрав в месте ее прихода плоский зацеп подходящей формы. Иногда появляются скалодромы, огибающие кровати, дверки, однажды нам даже пришлось обогнуть телевизор. Важно в этой ситуации огибаемый объект защитить (например, окружить усиленной рамой), потому что иначе рано или поздно на него попытаются наступить.

То, что при этом появляются узкие зоны на скалодроме или зоны разной ширины не критично. Мы всегда исходим из функциональной пользы снаряда. Если он сработает в переходах и будет полезен как лаз в гнездо или к турнику наверх, он будет работать. Даже одиночные зацепы могут сработать как опора на пути, что уж говорить о скалдроме нестандартной формы.

12. Скалодромы на улице. Специфика по отношению к домашним

Специфика уличного склодрома не такая уж и большая. Главное - он должен быть защищен от воды. Зацепы из искусственного камня от воды совершенно не страдают, а вот фанера - вещь уявимая, поэтому для улицы нужно использовать ламинированную водостойкую фанеру, самую лучшую из того, что будет в вашем доступе. Второй важный момент - нужно обратить внимание, в какой обуви приходят лазить соседские дети. Если свои дети обычно понимают технику безопасности лазанья на спортивном комплексе, то соседские о ней представления не имеют и могут начать лазить, не снимая свои тапки кроксы. Мы просим детей лазить на комплексе босиком или с использованием плотно облегающей ногу обуви. То есть это не резиновые сапоги, не тапки, не сланцы. Еще одна особенность уличных скалодромов: так как они "живут" в условиях агрессивной среды, надо пару лаз в год проверять и подтягивать зацепы. Особенно весной, когда комплекс возобновляет свою жизнь после зимы. Лучшим покрытием под уличным скалодромом является мягкая скошенная трава или мелкий песок, для зимних комплексов искусственное покрытие предпочтительнее из-за межсезонной грязи. Недопустимы под скалодромом гравий и другие острые включения.  

Как построить скалодром. Пошаговая инструкция

  1. Спроектировать спортивную зону в целом и место скалодрома в ней. Встраивание скалодромов в спортивные комплексы - отдельная большая история, мы планируем написать о ней отдельно в ближайшее время. Из проекта будет определена высота и ширина скалодрома, а также его конфигурация.
  2. Принять решение, как быть с потолочным и напольным плинтусом, скорректировать исходя из этого размеры. Для монтажа удобнее (но не критично), чтобы напольные плинтуса были сняты. На деле это важнее для скалодрома-мозаики. Для скалодрома, набранного из прямоугольных листов, установка над плинтусом особых проблем не вызывает и решается дополнительными людьми, которые будут держать лист в момент его крепления на стену. То есть в большинстве случаев это вопрос скорей дизайна, чем функциональности.
  3. Определить раскрой скалодрома, исходя из его площади. Обычно каркасы скалодромы собираются из фанеры 18 мм толщины. Эту фанеру проще купить в хорошем качестве в размере 1525х1525 мм, исходя из этого делается выкройка. Она может быть как симметричной, так и не симметричной. Рассчитать количество листов.
  4. Купить листы фанеры максимально хорошего качества, если в вашем регионе это доступно, то 1/1, если нет - 2/2. После покрытия фанеры маслом вы будете видеть ее фактуру, так что лучше, если на ней будет меньше сучков и латок или они будут соответствовать вашему представлению о красоте.
  5. Распилить фанеру согласно выкройке.
  6. Отшлифовать фанеру дополнительно. Не полагайтесь на качество шлифовки магазина. Поскольку ваши дети будут тереться о фанеру руками и ногами, она должна быть очень тщательно отшлифована.
  7. Выложить фанеру согласно выкройке. Снять фаску с кромок, зашлифовать их. В ряде случаев (если стены не очень ровные, например), листы могут состыковаться с небольшим зазором (до миллиметра), тогда стыки лучше смотрятся, если с них тоже снята фаска. Это надо проверить по качеству вашей стены, листов и выкройке.
  8. Покрыть фанеру маслом или другим покрытием. Мы рекомендуем покрытия Varathan или Osmo или другие масла премиального качества, рекомендованные к использованию для детских игрушек. Возможно также покрытие фанеры тонированной эмалью, если требуется укрыть фактуру дерева.
  9. Приобрести и подготовить зацепы из расчета не менее 7 зацепов на квадратный метр. Важно! У некоторых производителей зацепы отличаются по размеру и глубине и их болты тоже могут отличаться по длине. Производитель положит вам в комплекте к зацепу тот болт, который к нему подходит, не перепутывайте их. Каждый зацеп обычно фасуется отдельно.
  10. Выложить зацепы на листах, разметить трассы.  Сделать отверстия на фанере согласно разметке. Если вы планируете перфорацию, то разметить и сделать ее (в каждое отверстие нужно поместить гайку-бульдог, то есть гаек нужно будет купить с запасом). Если ваш скалдром планируется в составе комплекса, проверить, что зацепы не приходятся на места крепления балок и турников. В формировании трасс учесть цвета (см. раздел выше). "Сложные" для захвата зацепы чередовать с "ухватистыми" согласно вашей тренировочной задаче.
  11. С тыльной стороны фанеры закрепить в отверстия гайки-бульдоги.
  12. Разметить точки крепления: для каждого листа требуется 4-6 точек, в зависимости от размера листа и качества стены. Просверлить их на фанере. Приложить листы фанеры к стене, разметить точки крепления на стене. Просверлить их и подготовить, вставить дюбели.
  13. Закрепить фанеру на стену (фанера уже с готовыми отверстиями под зацепы). Проверять по мере крепления, так как в случае сильно кривой или выпуклой стены выкройка может не сходиться. При необходимости корректировать стыки листов.
  14. Закрепить зацепы в подготовленные ранее отверстия согласно размеченным трассам с использованием шуруповерта. При креплении обратить внимание на ориентацию зацепов, для зацепов-карманов это критично.  Докрутить болты с максимальной силой до полной фиксации с использованием отвертки/ключа.
  15. Проверить скалодром в действии, если выявлены недостатки - скорректировать. Для уличных скалодромов - регулярно проверять, что зацепы не прокручиваются (в начале и в середине сезона). Для домашних - подкручивать зацепы по требованию, объяснить детям, что прокручивания быть не должно.  

Резюме. Основы техники безопасности

Как вы поняли, основы безопасности несколько отличаются для детских спортивных комплексов по сравнению с оборудованными спортивными залами. В зале дети тренируются под присмотром и при участии тренера, обязательно используют страховку, даже при небольших высотах, для того, чтобы однозначно привыкнуть к ней, сформировать соответствующий двигательный стереотип (без страховки не подходим к снаряду). Дома ребенок лазит спонтанно и самостоятельно, страховка не используется. Но для него (в отношении его роста) домашний скалодром -  снаряд более высокий, чем для взрослого и это надо учитывать.

Очень важно понимать, на ком лежит ответственность за безопасность и как организовать процесс так, чтобы ребенок принял ее. Потому что дома ребенок всегда имеет доступ к снаряду и может залезть на него тогда, когда взрослого нет рядом. Нет никаких проблем, если ребенок растет рядом комплексом и к нему с ранних лет приучен. Потому что он начинает лазить не со скалодрома и привыкает на низких снарядах (качельках, кольцах, трапеции, горке), что можно упасть и учится этот процесс контролировать. Первое и главное правило, которое мы используем для таких детей - не провоцировать, не подначивать, не подсаживать их на высоту. Они лезут только туда, откуда могут слезть самостоятельно. И тогда, когда к этому готовы (в 4, 5, 6 лет, хоть в 10 - во сколько угодно). Если проявить терпение и не форсировать события, то вы будете вознаграждены. Ребенок вырастет сильным и ловким, и, что главное, с правильными понятиями и здоровой психикой. Аналогично, если ребенок лазил без матов и к ним не приучен, то он и не рассчитывает на мягкое падение и всегда бдит и держит вопрос "как соскочить" под контролем.  Проблема может возникнуть, если вы водите очень маленького ребенка (а некоторые это делают в 1,5+) в зал со страховкой и он привык, что можно просто отпустить руки и повиснуть. Этот опыт совсем другой и не факт, что ребенок быстро переключится. Если его навыки лазить сильно опережают его понимание ситуации (а так бывает только у детей, которых тренировали "принудительно"), то он может травмироваться по психическим причинам. Наблюдайте. Смотрите какой он у вас. К чему готов, а где ему лучше выждать время. Следите за тем, чтобы физическое развитие шло синхронно с психическим.

Ссылки:

  1. Как подготовить детей к безопасному лазанью на спортивном комплексе. Документальный фильм.
  2. Детские спортивные комплексы сегодня. Документальный фильм