Недавно мы столкнулись с копированием наших идей без понимания сути методологии Чистовых-Павловых и методологии Скрипалева. Мы хотим подробно рассмотреть этот случай, чтобы провести границу и чтобы она стала ясна и вам.  Как говорят: "Мухи отдельно, котлеты - отдельно!" Мы призываем не копировать форму, а вникать в содержание, тогда будет больше комплексов, хороших и разных. Здесь же, к сожалению, мы имеем дело с копированием формы без понимания содержания. Тем интереснее откомментировать нюансы.  

Сильные стороны: нестандартное использование схемы с поперечным рукоходом

  1. Человек, сделавший этот комплекс, хороший и аккуратный столяр. Он интересно решил каркас в не очень простой ситуации. Рукоход, судя по количеству ступеней, имеет длину около 3,5 метров. Кровать - ширину около 900 мм. То есть поперечная ширина комнаты около 4,4 метров, плюс-минус погрешность. Единым рукоходом без стоек опор тут было бы не обойтись. Здесь функцию опор сыграла кровать, которая "сузила" комнату на 900 мм, сделав возможной использование схемы поперечного рукохода в не характерных условиях. Кровать играет роль опорной конструкции, рукоход лежит на одной из ее балок. При этом шведская стенка (борт кровати) стоит не в распор (видимо, потолок это не позволил), то есть кровать "связана" рукоходом, а рукоход - кроватью. Смело и не стандартно. В несущей балке кровати, на которую опирается рукоход, сделана выемка под ступень, чтобы сохранить удобный уровень ступеней шведской стенки.  

2. Конструкция кровати не стандартна и сделана именно для этого случая. Как видите, длины кровати хватало впритык, там от угла до двери едва ли будет 1800 мм. Если бы шведская стенка стыковалась к борту кровати (как это обычно делают), она сократила бы кровать еще на 120 мм (свою ширину), здесь же этого не произошло, кровать "уложена" в шведскую стенку буквально между ступеньками, а ступеньки для этого раздвинуты. Не все они из-за этого функционально, но в целом решение выглядит изящно, ведь оно экономит для кровати необходимые сантиметры, которые когда-нибудь вполне так себе будут критичными и пользование шведской стенкой не особо затруднено. Еще один интересный аспект -  лаз через ограждение кровати к рукоходу. Он маленький, но функциональный, сохраняет небольшой бордюр (безопасность). Роль такого же бордюра играет специально оставенная на уровне лаза ступенька боковой шведской стенки. Ребенок не упадет. Даже вещи случайно не выпадут. Нужно будет приложить усилие и перелезть через ступеньку. Кровать безопасна, имеет лаз в гнездо, хорошо интегрирована с комплексом.

3.     Эта фотография не отличается особым качеством и имеет перспективные искажения, но зато хорошо отображает структуру комплекса. Виден его масштаб: два рукохода, шведская стенка, большая гладиаторская сеть, скалодром, два гнезда. Формально вроде бы все хорошо и очень аккуратно, по аккуратности каркасной части тут однозначный "зачет". Но... дальше начинаются нюансы.  

Слабые стороны: каркас - не самоцель. Основу комплекса составляет система снарядов.

Итак, возможности этого каркаса действительно впечатляют, ведь здесь здесь по меньшей мере 6 квадратных метров для лазанья, из которых длинная сторона рукохода (около 3,5 метров) пригодна для раскачивающихся снарядов. Но, как говорится,  гора родила мышь. Подвес снарядов был автору не интересен, он просто не стал подключать к таким мелочам голову. Давайте посмотрим вот на это, перед вами одна из модификаций первого спорткомплекса Скрипалева. Габаритные возможности совсем иные, нет грандиозных снарядов, установленных  по стенкам, а лазательные возможности не в пример выше. Почему?  

1. Мат или батут; 2. Боксерская груша съемная; 3. Пояс лоппинг; 4. Горка; 5. Кольца; 6. Стойка-турник для кувырков и висов; 7. Лиана для прыжков; 8. Канат; 9. Лесенка Скрипалева; 10. Качель-досточка; 11. Лиана-качель; 12. Ящики для хранения, встроенные в горку; 13. Балка; 14. Балка; 15. Трапеция.
  1. Каркасные снаряды не составляют суть и соль спортивного комплекса. Очень трудно такое объяснить плотнику, и даже столяру. Ведь ему не за что будет брать деньги, если все будут останавливаться на такой лаконичной конструкции.  Суть комплекса составляет вариативность выполнимых на нем детьми движений. Скрипалев наблюдал их на детских площадках, задумывался. Он насчитал их семь: лазать, висеть, балансировать, крутиться, качаться, кататься, прыгать.  Каркасные и пристенные снаряды обеспечивают лишь первые две группы движений. Ну ладно, есть еще горка, так что немного перекрыта и группа "кататься". Вариативность обеспечивается, конечно, количеством снарядов и их разной направленностью. В спорткомплексе Скрипалева на 2-х балках висят 9 снарядов, плюс турник и горка, которые формально можно отнести к каркасу. В споркомплексе нашего "мастера" подвесных снарядов всего 8, хотя повешены они на куда большей площади.
  2. Снаряды должны помогать друг другу, а не мешать.  Чтобы разобраться, что такое "помогать", давайте сначала разберемся с тем, что такое "не мешать". Ведь первый уровень семейного счастья, как говорят, это хотя бы просто умение находиться рядом, не создавая помех друг другу.    В нашем же примере почти все друг другу мешает.  

3.  Посмотрим, например, на бедную разнесчастную матросскую лестницу. Надо быть матросом, чтобы думать, что эта лесенка придумана для лазанья вверх или вниз. Для детей это далеко не так. Этот замечательный снаряд, доступный детям начиная с 1,5 лет и один из любимейших, они ценят как снаряд для раскачивания. Выглядит это примерно как-то так.

У малышей 1,5 лет, амплитуда и высота, конечно, поскромнее, но суть вы поняли. Чтобы этот снаряд работал на полную силу уже малышу 2,5 лет требуется 1,5 метра вперед и назад иметь свободными. Хорошо, допустим у некоторых в квартирах этого нет. Тогда мы жертвуем матросской лесенкой, выбирая удобные места для раскачивания для других снарядов. Но здесь зачем же ею жертвовать? Здесь есть куда раскачиваться. Мастер, очевидно, не об этом думал. Он, очевидно, думал "для раскачивания у них есть качель".

4. Эх, качель!  Ну вы, наверное, уже сами поняли. Что качаться то ей как раз тоже совсем не куда. Она же впишется прямехонько в лесенку Скрипалева, которая как будто специально поспущена (тонуса ей не хватает, тонуса!) как раз для этого случая. Качаясь, ребенок неминуемо встретится с лесенкой Скрипалева. Качание где начнется, там и закончится. Вызывает вопрос и выбор качели.  Мастер, очевидно, не разобрался с этим вопросом и не стал консультировать родителей, какие качели пригодны, а какие совсем не пригодны для спортивного комплекса. Из десятка существующих качелей качель с бортиком самый не спортивный, самый не безопасный, самый бесполезный и однозначно самый не удачный из всех доступных на рынке вариантов качелей. Не зря же в комплексе Скрипалева использована качель-досточка. У нас есть про это специальный обзор, мы не будем здесь подробно объяснять почему, читайте по ссылке выше. Мастеру же, продумывающему подвес снарядов для такой прекрасной каркасной конструкции, об этом задуматься было бы полезно. Как и родителям-пользователям.  

4. Мы скажем тут несколько слов про скалодром, просто по пути, потому что на этой фотографии он представлен во всем очаровании. Первое. Скалодром не должен быть регулярным. Это бессмысленно. Это не имитирует скалолазанье, это не имеет никакого отношения к природе, это пригодно разве что на наклонных малышковых скалодромах на детских площадках, по которым взрослые забегают наверх как по горке и которые малыши почти не используют. Что толку в запасных отверстиях, если они тоже монотонные? Природа не любит рядов и повторений. Природу не удивишь забором. Скалодром, интересный для лазанья, должен быть хаотичен, он должен бросать вызов, создавать интригу, иметь дорожки. Он не должен заканчиваться на уровне гнезда, уж если служит туда дорогой. Он должен заканчиваться на уровне потолка, чтобы человек, уцепившись рукой выше гнезда, мог залезть по скалодрому в гнездо или из гнезда вылести. Казалось бы, так очевидно. Эх, скалодром, тебе не повезло, про тебя тоже не думали.

5.  Вернемся еще раз к первоначальной фотографии и посмотрим в серединку этого комплекса. Здесь нагромождение снарядов. Двойная трапеция висит слишком низко, чтобы быть качелью, она будет врезаться в горку. Чтобы прыгать на нее с горки в висе, ей не хватает высоты. Ни нашим, ни вашем, не повезло ей ни с высотой, ни с положением. Кольца остались изолированы. Не требующие особой амплитуды, они могли бы работать хорошо в связках, сейчас же с ними рядом висит разве что канат. Он слишком длинный, не имеющий ни смысла, ни назначения. Соседним снарядам помощи не оказывает. Матросская лесенка, висящая на кровати, красивый интерьерный предмет. Она не слишком функциональна и совсем не участвует в остальном комплексе. Одинарная трапеция, висящая на коротком рукоходе, вошла в лобовое столкновение с горкой. И не надо говорить, что "горку можно снять". При таком подвесе всегда один из этих снарядов (либо горка, либо одинарная трапеция) окажется лишним и создаст недоразумения для другого. Горку просто некуда переставить. Если захочешь лазать на одинарной трапеции, то горку надо попросту убрать.

6. Итак, подвес снарядов выглядит не логичным. Снаряды не формируют траекторий движения, не создают взаимных переходов (когда всем есть куда качаться и ребенок может, передвигаясь по комплексу, покачавшись на одном, переходить на следующий и качаться дальше. Нет. Здесь, чтобы качаться, что-то надо закидывать на верх или отстегивать. Вот вам пример такой траектории в варианте Скрипалева. Здесь она не простроится.

Но почему? Ведь Скрипалев создал свою вариативность по сути на той же Т-образной системе балок. Когда есть длинная балка, есть перпендикуляр к ней, и есть выходящие из линейной плоскости диагональные снаряды (лестница Скрипалева и лиана). Почему здесь это хотя бы спонтанно не удалось мастеру-столяру? Почему у него не получилось нужно эффекта хотя бы стихийно? Ответ очень прост. Да потому что он сначала думал о каркасе, а потом о снарядах, а не наоборот. Посмотрите на его комплекс внимательно. В середине густо по краям пусто. Пространство под обеими гнездами почти не рабочее. В результате полезная часть комплекса свелась к центральной Т-образной части, но мастер буквально скосил ее горкой, вместо того, чтобы освободить для раскачивания эту линию. Помехой для комплекса стихийно выступили гнезда. Снаряды под гнездами вешать сложно (годятся только диагональные). Вместо того, чтобы сначала разметить возможные в комнате направления раскачивания, от них определить необходимую структуру балок, от нее построить рукоходы, шведские стенки и все остальное, мастер шел в логике "накинуть рукоход и заполнить углы". Такой проект можно накидать за полчаса. Но результат его не додуманности довольно сложно исправить грамотным подвесом, ведь он имеет системную ошибку. Он будет либо выводить снаряды в линию, либо провоцировать перегружать комплекс к центру.  

Разрешаемо ли все это?

Конечно да. Прорабатываем нестандартные снаряды, идем в пользу диагональных. Добавляем гамаки по краям, разгружаем середину, выводим горку в бок или в диагональ (стыкуем ее вдоль дальней стены к первому этажу кровати, например, там хоть помех не создаст), используем для раскачивания весь такой перспективный рукоход. Выкидываем, к чертям собачьим, качель с бортиками или хотя бы бортики у этой качели. И думаем, думаем, думаем. Некоторые наши проекты стоят не одной бессонной ночи. Истина не может появиться как побочный продукт. Хочется создавать такие каркасы, на которых будет множество вариантов подвеса и снаряды разложатся в любой комбинации, как магический пасьянс. А для этого стоит изначально задуматься о траекториях использования снарядов и уже потом формировать систему балок. Стройте с нами! Стройке как мы! Стройте лучше нас!