Есть секрет в пространственном конфигурировании снарядов внутри комплекса, невероятно усложняющий траекторию движения ребенка внутри него: он должен иметь возможность двигаться не только вверх - вниз и справа - налево в рамках плоскости, но и по диагонали. Это достигается наличием диагонально расположенных снарядов. Тогда мы включим пространственное мышление ребенка и комплекс запустит творческий процесс, будет развивать спонтанность и делать из ребенка автором новых маршрутов и переходов.
Почему так бедны линейные конструкции?
Рассмотрим для контраста линейную конструкцию, оторванную от стен. Здесь 8 снарядов, конечно этого мало (нарушение Принципа №1), тем не менее есть пять раскачивающихся снарядов и вроде бы как, если не принимать в расчет дефект подвеса - кольцам и трапеции мешает качель (нарушение Принципа №2), для комплекса задействовано много места. Но такой подвес имеет мало ресурсов. Его исправило бы наличие перпендикулярной балки (вынесение подвесных снарядов из линии) и диагонально натянутого снаряда, например, расширяющейся лесенки из угла комнаты, связывающей во едино разрозненные элементы.
Наличие диагонально расположенных снарядов
Диагонально подвешенный снаряд провоцирует ребенка думать по другому. Собственно думать. Скажем больше, диагонально подвешенный снаряд включает мозги разработчику. То есть по сути "решить комплекс" - решить задачу конфигурирования конкретного комплекса в конкретной квартире (с дачными методологически также, но решается проще) - можно тогда, когда найдешь расположение этого самого диагонального снаряда, а лучше - двух по отношению к опорам и балкам комплекса. Тогда между остальными элементами, в каких бы плоскостях они не располагались, появляется связь. Появляется система в подвесной гибкой части, как бы она ни была (по большом счету) подвешена. Появляются переходы. Много, очень много новых цепочек переходов. Але-оп! И комплекс ожил. Иначе джунгли не получатся, джунгли не бывают линейными. Они не могут быть расположены вдоль стен или по граням куба, в джунглях есть пересечения, элемент хаоса, когнитивная сложность. Как ни странно, джунгли включат мозги (говоря точнее - процесс пространственного мышления).
Почему это так трудно? Правильно, потому что есть Принцип №2: переходы-переходами, но траектории снарядов не должны пересекаться. Снаряды не должны мешать друг другу. А как это сделать, если по диагонали комплекса подвешено что-нибудь? Ага, нужно пересечение цепочек перелазов без пересечения траекторий раскачивания снарядов. Это снесет любую крышу! Пересечение без пересечений. Казалось бы, логический тупик. Но нет. Скрипалев решил эту задачу и его решение повторимо. Оно универсально, применимо в других других условиях, его можно вывести в метод. Есть два снаряда, которые хорошо выстраивают диагональ: лесенка Скрипалева и лиана для прыжков. Можно попробовать за не имением их расположить по диагонали что-нибудь другое. Но придется изголяться. А эти два "садятся" легко. Почему именно эти два? Чем они так уж хороши? Посмотрим на них детально.
Расширяющая треугольная лестница (Лестница Скрипалева)
Не будем здесь разбирать параметры этой лесенки, для этого будет отдельная статья с рекомендациями, как ее сделать самим, если купить ее у нас по каким-то причинам нет возможности. Это веревочная лесенка, у которой нижние ступени очень узкие и неустойчивые, а верхние - широкие и устойчивые, сама по себе (как отдельный снаряд) она работает на равновесие и балансирование. Но нам сейчас важно понять, как она работает в комплексе. Она фиксируется с той или иной степенью натяжения за нижний край и за верхний край, идет снизу вверх по диагонали.
Видно, что без нее левая и правая части комплекса распались бы на два изолированных фрагмента. Переход между ними по балке технически возможен, практически - сильно затруднен. Всего один снаряд, подвешенный над проходом через комнату, связывает эту левую и правую части во едино. Почему при этом этот переход оказывается вариативным? Потому что лесенка может использоваться и сверху (лезть по ней) и снизу (висеть на ней, перелезть наверх и перейти спуститься на ней в левую часть комнаты). Сверху как снаряд для равновесия, снизу - как снаряд для висов и лазанья. В данном комплексе ребенок в 2-3 года вообще висеть будет предпочитать на ней, а не на перекладинах, диаметр ее перекладин комфортнее. Итого: на нее можно попасть с матросской веревочной лестницы, гамака, лианы-качели, колец, горки и из гнезда. С нее можно уйти на все эти же снаряды, но снизу, сверху и на разной высоте. Связка внутри комплекса простроена.
Рассмотрим аналогичную лесенку в дачном варианте. Здесь, несмотря на исходно большую вариативность путей внутри кубической конструкции с поперечными балками, расширяющаяся лесенка внесла новый антураж. Были попробованы три различных варианта ее подвеса, нигде она не помешала раскачивающимся снярядам, так как быстро уходила от них наверх (оказывалась ярусом выше), в разных вариантах подвеса была принята ребенком. Поскольку снарядов на комплексе много, то с нее и обратно возможно не менее шести различных переходов.
Лиана для прыжков
Еще один совершенно уникальный снаряд, идеально подходящий для диагонального подвеса - лиана для прыжков, которых на комплексе можно иметь один, два или даже больше и связать им любую фрагментарность и разрозненность. Почему она не мешает другим снарядам? Во-первых, она гибкая и мягкая, столкновение с ней не травмоопасно. Во-вторых, она длинная - обычно 2-2,5 метра, ее можно широким подвесом провести через комплекс в целом. В-третьих, ее положение на балках легко скорректировать (иногда его приходится сдвигать относительно проекта, чтобы дать большую свободу прыжкам или раскачиванию, но обычно место для нее всегда находится). Наконец, в четвертых лиана в неиспользуемом состоянии висит наверху и мало отражается на снарядах для раскачивания, подвешенных снизу. Домашнее место для нее - в верхнем ярусе. Поглядите ка, одни достоинства. И почему так мало готовых спорткомплексов используют ее? Почти никто. Или даже совсем никто (на текущий момент времени). Ну что ж, учтите это в разработке своей собственной уникальной конструкции, когда будете решать проблему построения диагональных взаимосвязей.
Резюме
Цепочки переходов вариативного спорткомплекса реализованы в различных плоскостях, поскольку секрет расширяющейся лесенки (лестницы Скрипалева) и лианы для прыжков в том, что они натягиваются по диагонали. Если у вас нет лесенки Скрипалева, то по диагонали могут быть расположены другие элементы, например, обычная матросская веревочная лесенка. Диагональные снаряды, являясь связующими элементами всей конструкции, усложняют маршруты движения и связывают конструкцию в единое целое, не давая отдельным участкам комплекса распадаться на разрозненные фрагменты.